Реформирование естественных монополий в России

Таким образом, основной целью проводимой государственной политики является достижение баланса экономических интересов монополистов, проявляющегося в улучшение своего финансово-хозяйственного положения и удовлетворении спроса на услуги естественных монополий потребителей.

Проводимые сегодня в нашей стране реформы естественных монополий во многом основаны на успешном международном опыте реструктуризации и развитии рынков электроэнергии, газа и железнодорожных перевозок. Однако, в нашей стране отсутствует необходимая законодательная база, опыт экономического регулирования, большие размеры монополистических образований и "непрозрачность" их производственно-хозяйственной деятельности.

Следует отметить, что реформирование отраслей естественных монополий в нашей стране прошло несколько этапов [25, c.37-38].

) Проведение реформирования отраслей естественных монополий (1992-1995 гг.) на основе общей структурной политики, осуществляемой государством, без учета особенностей производственной деятельности данных отраслей и их роли в обеспечении экономической безопасности страны. Знаковым событием первого этапа реформирования стало создание РАО "ЕЭС России".

Реформы в отраслях производственной инфраструктуры (а значит, в той или иной мере и в сфере их естественной монополии) вначале были индуцированы мероприятиями, проводимыми в рамках общей макроэкономической политики. В указанном аспекте они могут рассматриваться как "эхо" в системе мероприятий, проводимых в общем русле реформ. Осуществление реформ на макроэкономическом уровне во многом определяет мероприятия по реформированию естественных монополий. В то же время реформы в сферах естественных монополий отличаются от реформ в базовых, неинфраструктурных отраслях и по характеру, и по времени их проведения, и по интенсивности.

Реформирование в сферах естественных монополий РФ осуществлялось в рамках масштабных социально-экономических изменений общества и экономики после распада СССР, в условиях глубокого кризиса, связанного, в том числе, с реализующимися в отечественной практике способами перехода к рынку, диверсификации форм собственности, формирования новых институциональных отношений [2, c. 20].

) Второй этап (1995-2003 гг.) связан с принятием закона "О естественных монополиях". До сих пор закон "О естественных монополиях" является базовым документом, определяющих и регламентирующий деятельность данных отраслей. На данном этапе изменился взгляд на роль естественных монополий в экономике страны, на основе чего был выработан вектор их реформирования. Естественные монополии стали рассматриваться как инфраструктурные отрасли.

3) Начиная с 2003 г. по настоящее время - третий этап реформирования. Начало данному этапу было положено принятием пакета федеральных законов, регламентирующих преобразования в отрасли. С 1 апреля 2003 г. вступил в силу пакет законов об электроэнергетике, заложивших основы проводимой реформы. Следует отметить, что первоначально концепции реструктуризации и реформирования отраслей естественных монополий разрабатывалась на основе зарубежного опыта.

Реформирование отечественных отраслей естественных монополий в современных условиях сводится к следующему:

- уменьшение степени государственного регулирования деятельности естественных монополий, благодаря применению государственно-частного партнерства;

- выделение монопольного ядра и структурных составляющих, осуществляющих свою деятельность в соответствии с правилами рынка.

Таким образом, реформирование естественных монополий направлено на повышение эффективности монополистических образований, выделение из их структуры конкурентных сегментов, повышение конкурентоспособности отраслей на отечественном и международном рынке, а также привлечение инвестиций. Кроме того, осуществляемые в современных условиях реформы инфраструктурных отраслей подразумевают и развитие государственно-частного партнерства.

Допуск частного капитала в естественно монопольную сферу, как свидетельствует опыт многих стран, может осуществляться на основе пере-дачи от государства частному инвестору либо прав собственности (прямая приватизация), либо функций по управлению инфраструктурными отраслями (например, на концессионной основе) [5, c.37].

Базовым вектором проводимых сегодня в России реформ естественных монополий выступает следующее направление: выделение производственной и инфраструктурной стадии. В соответствии с международным опытом, можно выделить три основные теоретические модели с соответствующими вариантами структурной политики.

Перейти на страницу: 1 2 3

Мероприятия по стабилизации финансового состояния предприятия ООО Ургальский ОРС
Особенностью формирования цивилизованных рыночных отношений является усиление влияния таких факторов, как жесткая конкурентная борьба, технологические изменения, компьютеризация обработки экономич ...

Домохозяйство как объект экономической и социальной политики
В современной экономической системе домашние хозяйства являются одним из важнейших объектов экономической и политической политики, от результатов которой зависит не только благосостояние отдельной ...