Реформирование естественных монополий в России

От эффективности функционирования отраслей естественных монополий во многом зависит конкурентоспособность экономики России, как на национальном рынке, так и международном.

Кроме того, инфраструктурная составляющая данных отраслей играет огромную роль в жизнеобеспечении страны. Именно несоответствие структур естественных монополий и системы их государственного регулирования в достигнутой степени развития рыночных отношений и условий интеграции в мировое экономическое пространство обусловило необходимость реформирования этой области.

В свое время академик Ю.В. Яременко высказал предположение, что главным препятствием применения рыночных методов даже в индустриально развитой экономике является ее структурно-технологическая неоднородность, поскольку в ней имеется комплекс отраслей жизнеобеспечения, сворачивание или остановка функционирования которых влечет остановку деятельности большого числа или даже всех хозяйствующих субъектов [23, c.244].

В связи с этим реформирование отраслей естественных монополий является ключевым условием сохранения динамической стабильности отечественной экономики.

Комплексное и пропорциональное развитие отраслей естественных монополий - определяющий фактор инновационно-ориентированного развития регионов и страны в целом. На современном этапе остро встала проблема несоответствия внутренней организации естественных монополий условиям и факторам их функционирования [6, c.41].

В последнее время в научных кругах прочно укоренилось понятие инфраструктурной отрасли как синонима естественной монополии. Проблемы реструктуризации и реформирования естественных монополий действительно связаны именно с их инфраструктурной составляющей.

В структуре большинства естественных монополий можно выделить несколько принципиально отличающихся по своей природе элементов.

Во-первых, это собственно материальные транспортные сети, по которым продукт поставляется потребителю (рельсы, трубы, линии электропередачи и т.п.).

Во-вторых, операции или иная специфическая деятельность по эксплуатации этих сетей (системные операторы, диспетчеризация и пр.).

В-третьих, рынки, на которых происходит согласование спроса и предложения по услугам инфраструктурной сети (например, федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности).

В-четвертых, собственно производство товаров и услуг предприятиями, входящими в состав естественной монополии. Как можно видеть, три из четырех названных элементов выступают непосредственной частью производственной инфраструктуры [8, c.137].

В современных условиях, дальнейшее развитие экономики страны во многом зависит от функционирования отраслей естественных монополий. Так, к примеру, проводимая правительством реструктуризация инфраструктурных отраслей является основой снижения издержек, как монополистов, так и общества в целом и непосредственно потребителей. Кроме того, реструктуризация способствует повышению инвестиционной привлекательности данных отраслей.

В свою очередь, осуществляемая реструктуризация естественных монополий должна способствовать:

- отделению функций хозяйственного ведения от функций государственного управления и регулирования отрасли; формированию государственной компании, управляющей функционированием железнодорожной сети в форме акционерного общества; выделению конкурентного сектора с организацией нескольких транспортных компаний-перевозчиков; обеспечению прозрачности финансовых потоков; выведению из системы МПС вспомогательных и обслуживающих предприятий; а также прекращению перекрестного субсидирования отдельных категорий потребителей, отмене индивидуальных льгот грузоотправителям;

- отделению в электроэнергетике естественно-монопольной составляющей (транспортировка) от коммерческой (генерирующие мощности); организации конкурентного энергетического рынка при уходе от затратного ценообразования и административного закрепления потребителей за производителями; обеспечению прозрачности финансовых потоков и стопроцентной денежной оплаты услуг отрасли; привлечению на этой основе значительных прямых инвестиций для модернизации отрасли, обновлению ее производственного потенциала;

- переходу к экономическим методам регулирования газового тарифа при включении в тариф не только эксплуатационных, но и инвестиционных составляющих"; отделению транспортной части тарифа на газ от конкурентной при либерализации последней; формированию параллельно с нынешним регулированием нового нерегулируемого рынка газа (добываемого независимыми производителями на новых месторождениях); реструктуризации РАО "Газпром" на основе четкого определения функциональных ролей хозяйственных единиц, обособление сначала финансового учета и отчетности, а затем и в целом управления и хозяйствования естественно-монопольных и потенциально конкурентных сфер деятельности; поддержке процесса формирования независимых производителей и поставщиков газа, а также организаций, оказывающих услуги на газовом рынке, отладка механизмов доступа к газопроводам, введение недискриминационных тарифов на услуги по транспортировке газа [5, c.154].

Перейти на страницу: 1 2 3

Доходность теплоэлектроцентрали
Цели расчетно-графической работы ) Закрепить полученные в процессе обучения знания об особенности ТЭЦ как объекта генерации в энергосистеме и системе показателей, определяющих экономику энерге ...

Зарубежный опыт регулирования рынка труда на примере Германии
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, ...