Реформирование естественных монополий в России

От эффективности функционирования отраслей естественных монополий во многом зависит конкурентоспособность экономики России, как на национальном рынке, так и международном.

Кроме того, инфраструктурная составляющая данных отраслей играет огромную роль в жизнеобеспечении страны. Именно несоответствие структур естественных монополий и системы их государственного регулирования в достигнутой степени развития рыночных отношений и условий интеграции в мировое экономическое пространство обусловило необходимость реформирования этой области.

В свое время академик Ю.В. Яременко высказал предположение, что главным препятствием применения рыночных методов даже в индустриально развитой экономике является ее структурно-технологическая неоднородность, поскольку в ней имеется комплекс отраслей жизнеобеспечения, сворачивание или остановка функционирования которых влечет остановку деятельности большого числа или даже всех хозяйствующих субъектов [23, c.244].

В связи с этим реформирование отраслей естественных монополий является ключевым условием сохранения динамической стабильности отечественной экономики.

Комплексное и пропорциональное развитие отраслей естественных монополий - определяющий фактор инновационно-ориентированного развития регионов и страны в целом. На современном этапе остро встала проблема несоответствия внутренней организации естественных монополий условиям и факторам их функционирования [6, c.41].

В последнее время в научных кругах прочно укоренилось понятие инфраструктурной отрасли как синонима естественной монополии. Проблемы реструктуризации и реформирования естественных монополий действительно связаны именно с их инфраструктурной составляющей.

В структуре большинства естественных монополий можно выделить несколько принципиально отличающихся по своей природе элементов.

Во-первых, это собственно материальные транспортные сети, по которым продукт поставляется потребителю (рельсы, трубы, линии электропередачи и т.п.).

Во-вторых, операции или иная специфическая деятельность по эксплуатации этих сетей (системные операторы, диспетчеризация и пр.).

В-третьих, рынки, на которых происходит согласование спроса и предложения по услугам инфраструктурной сети (например, федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности).

В-четвертых, собственно производство товаров и услуг предприятиями, входящими в состав естественной монополии. Как можно видеть, три из четырех названных элементов выступают непосредственной частью производственной инфраструктуры [8, c.137].

В современных условиях, дальнейшее развитие экономики страны во многом зависит от функционирования отраслей естественных монополий. Так, к примеру, проводимая правительством реструктуризация инфраструктурных отраслей является основой снижения издержек, как монополистов, так и общества в целом и непосредственно потребителей. Кроме того, реструктуризация способствует повышению инвестиционной привлекательности данных отраслей.

В свою очередь, осуществляемая реструктуризация естественных монополий должна способствовать:

- отделению функций хозяйственного ведения от функций государственного управления и регулирования отрасли; формированию государственной компании, управляющей функционированием железнодорожной сети в форме акционерного общества; выделению конкурентного сектора с организацией нескольких транспортных компаний-перевозчиков; обеспечению прозрачности финансовых потоков; выведению из системы МПС вспомогательных и обслуживающих предприятий; а также прекращению перекрестного субсидирования отдельных категорий потребителей, отмене индивидуальных льгот грузоотправителям;

- отделению в электроэнергетике естественно-монопольной составляющей (транспортировка) от коммерческой (генерирующие мощности); организации конкурентного энергетического рынка при уходе от затратного ценообразования и административного закрепления потребителей за производителями; обеспечению прозрачности финансовых потоков и стопроцентной денежной оплаты услуг отрасли; привлечению на этой основе значительных прямых инвестиций для модернизации отрасли, обновлению ее производственного потенциала;

- переходу к экономическим методам регулирования газового тарифа при включении в тариф не только эксплуатационных, но и инвестиционных составляющих"; отделению транспортной части тарифа на газ от конкурентной при либерализации последней; формированию параллельно с нынешним регулированием нового нерегулируемого рынка газа (добываемого независимыми производителями на новых месторождениях); реструктуризации РАО "Газпром" на основе четкого определения функциональных ролей хозяйственных единиц, обособление сначала финансового учета и отчетности, а затем и в целом управления и хозяйствования естественно-монопольных и потенциально конкурентных сфер деятельности; поддержке процесса формирования независимых производителей и поставщиков газа, а также организаций, оказывающих услуги на газовом рынке, отладка механизмов доступа к газопроводам, введение недискриминационных тарифов на услуги по транспортировке газа [5, c.154].

Перейти на страницу: 1 2 3

Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия
Инвестиционная привлекательность предприятия для инвесторов определяется уровнем дохода, который инвестор может получить на вложенные средства. Уровень дохода обусловлен уровнем рисков невозврата ...

Мероприятия, повышающие эффективность деятельности строительного предприятия
Цель курсового проекта - закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины «Экономика строительного предприятия» и приобретение практических навыков расчета основных экономичес ...