Реформирование ОАО «РЖД»

естественный монополия газпром

Разговоры о необходимости реформ железнодорожной отрасли начались практически одновременно с началом рыночных преобразований в России.

Железнодорожная отрасль всегда была становым хребтом российской экономики. Понятно, что в условиях отсутствия избыточности транспортной инфраструктуры (в отличие от США и ряда стран Европы), железные дороги имеют не только транспортное, но и стратегическое значение для сохранения целостности и управляемости страны. Но это отнюдь не означает их автоматическую экономическую эффективность. Тем более что столь громоздкая, неповоротливая и забюрократизированная структура, да еще никому не подотчетная, является отличным «омутом» для различного рода финансовых махинаций.

Реформа железнодорожного транспорта проводится в три этапа.

Создание ОАО «РЖД» было осуществлено в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года № 384 "О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте" и является итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли. В результате чего функции хозяйственного управления на железнодорожном транспорте полностью перешли к единому хозяйствующему субъекту - открытому акционерному обществу "Российские железные дороги". Функции государственного регулирования железнодорожного транспорта осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и Федеральное агентство железнодорожного транспорта. Первый этап реформы шел с 2001 по 2002 гг.

Второй этап реформы: 2003-2005 гг.

Основные задачи: создание акционерных обществ на базе имущества, которым в установленном порядке наделены самостоятельные структурные подразделения ОАО "РЖД" осуществляющие те или иные виды деятельности, которые могут осуществляться другими хозяйственными обществами и/или открыты для конкуренции (ремонт основных средств, подвижного состава, путевой техники, строительство, проектно-изыскательские работы, торговля, снабжение, общественное питание и специализированные грузовые, а также пассажирские перевозки); рост конкуренции в грузовых перевозках; завершение оптимизации структуры управления открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (в том числе усиление роли организации управления по видам деятельности); эффективное функционирование систем учета, сформированных на первом (подготовительном) этапе реформирования; сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок с помощью созданного на первом (подготовительном) этапе реформирования механизма поддержки пассажирских перевозок; упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в области транспорта.

Итоги 2-го этапа: в течение 2004-2005 года советом директоров ОАО "РЖД" приняты решения о создании 27 дочерних обществ ОАО "РЖД", в том числе по сферам деятельности: производства и капитального ремонта путевой техники; производства средств железнодорожной автоматики и телемеханики; капитального строительства и проектно-изыскательских работ; ремонта грузовых вагонов; научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ; контейнерных грузовых перевозок; перевозок грузов изотермическим подвижным составом; пригородных пассажирских перевозок.

Наиболее привлекательные с точки зрения тарифов грузы переходят в конкурентный сектор, и их доставка осуществляется независимыми от ОАО "РЖД" компаниями-операторами подвижного состава. Из года в год число таких компаний, равно как и количество вагонов и локомотивов, которые находятся в собственности операторов- частников, увеличивается. К концу второго этапа эти компании владеют примерно 1/3 всего вагонного парка страны, ими уже перевозится порядка 1/4 всех грузов, а в секторе перевозок нефти (одном из наиболее доходных видов деятельности) соответствующий показатель уже превысил 50%.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Значение трудовых ресурсов предприятия
Создание производства всегда связано с людьми, работающими на предприятии. Правильные принципы организации производства, оптимальные системы и процедуры играют важную роль. Однако производственный ...

Инвестиционная привлекательность предприятия оценка и направления повышения
Для поддержания конкурентоспособности и доли рынка сбыта, предприятию постоянно необходимо производить реконструкцию производственных мощностей, обновление имеющейся материально-технической базы, ...