Роль естественных монополий в российской экономике

Российские естественные монополии имеют ряд особенностей:

а) по происхождению эти монополии были скорее искусственными, то есть администрируемыми, чем естественными. Поэтому только отдельные сегменты внутри таких компаний в строгом смысле слова можно отнести к так называемому «естественно монопольному ядру»;

б) такие монополии нередко осуществляют « выход за пределы кривой спроса», накапливая неплатежи;

в) естественные монополии часто практикуют отключение доступа отдельных потребителей и групп потребителей к получаемому благу. При этом не всегда страдают недобросовестные покупатели, задерживающие платежи;

г) характерным признаком некоторых естественных монополистов является их формальная «убыточность».

Российские монополии создавались в период переходных процессов в экономике страны, создавались в условиях бесконкурентной среды; они были созданы административным путем в централизованно управляемой системе, в рамках государственного управления, в отсутствии рыночных отношений.

В силу своего огромного значения для экономики в целом постоянное внимание привлекают три главные естественные монополии - «Газпром», РАО «ЕЭС России» и ОАО «РЖД». Кроме того, имеется еще ряд национальных монополий, близких им по типу, таких как «Транснефть», министерство атомной энергетики, «Сбербанк», а также локальные монополии типа водоканалов, аэропортов и т. п., но они вызывают интерес не столь часто.

Три вышеуказанные монополии составляют важную часть государственного сектора, и всей российской экономики.

Значимость трех крупнейших монополий («Газпром», РАО «ЕЭС», ОАО «РЖД») возрастает в разы в связи с огромными возможностями этих монополий в формировании бюджета России, роста инвестиций, темпов роста прибыли. Занимая всего 4% рабочих и служащих, эти три монополии дают 13,5% ВВП; 20,6% инвестиций; 16,2% прибыли; 18,6% налоговых доходов.

Учитывая огромную роль естественных монополий в экономике и госсекторе, представляется вполне оправданным рассмотрение и утверждение их инвестиционных программ в парламенте совместно с федеральным бюджетом, а текущих издержек - в правительстве, с выдачей соответствующих директив представителям государства в этих компаниях.

Методика проведения анализа организационно-технологического производства
В условиях многогранности и сложности экономических отношений между хозяйствующими субъектами существенно возрастают приоритетность и роль экономического анализа, основным содержанием которого явл ...

Место России в международном разделении труда
На фоне мировой глобализации охватывающей уже практически все сферы общества, каждой стране отводится своя роль в этом процессе или так сказать явлении. Предметом особого рассмотрения является эко ...