Способы регулирования естественных монополий

Термин «регулирование» в экономической литературе имеет два значения. В широком смысле он отождествляется с государственным вмешательством в экономику вообще, в узком - в основном с административно-правовой регламентацией бизнеса.

Экономическое регулирование необходимо для справедливого определения тарифов для различных типов потребителей; стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению обслуживания, повышению инвестиций и т.д.

Деятельность естественной монополии является первоочередным объектом государственного регулирования. Для преодоления негативных эффектов естественной монополии государство обычно прибегает к одному из двух типов поведения: а) тарифному регулированию деятельности монополий, запрещению дискриминации в отношении потребителей, б) заполнению ниш естественной монополии государственными предприятиями, финансируемыми за счет специальных программ. Поскольку прибыли естественной монополии напрямую зависят от государственного регулирования данной сферы, естественная монополия нередко оказывается в поле зрения политиков, ищущих ренту (то есть порождает так называемое рентоориентированное поведение), что оборачивается безвозвратными потерями для общества.

Государство может использовать различные методы регулирования естественной монополии.

Особенностями естественной монополии являются: высокие единовременные капитальные затраты и значительное сезонное колебание предельных затрат. Поэтому фирмы такого типа часто практикуют так называемый двухкомпонентный (гибкий) тариф. Двухкомпонентный тариф представляет собой систему ценообразования, при которой пользователи платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание (или за получение минимальных норм социальных услуг), а затем с них взимается плата за потребление каждой дополнительной единицы продукции.

Тарифное регулирование.

С давних времен экономистов волнует вопрос о справедливой цене. Этим вопросом задался еще Фома Аквинский в XIII веке. Со времен А. Смита «естественной» (и справедливой) считается цена свободной конкуренции. Ссылаясь на аллокативную неэффективность, связанную с монопольным ценообразованием, экономическая мысль объявила войну монополии. Но, не имея возможности ликвидировать естественные монополии, экономисты предложили регулировать тарифы на их продукцию и услуги, на уровне средних издержек наиболее эффективного предприятия в отрасли.

Различают два способа тарифного регулирования естественных монополий, такие как «издержки плюс прибыль» и «ценовой потолок», которые редко используются в чистом виде. Однако первый метод не только не создает стимулов к эффективности, но, напротив, прямо поощряет «накручивание» затрат. Цена на продукцию естественной монополии не может быть установлена на уровне цены совершенной конкуренции (), так как при этом она становится ниже средних издержек, и фирма несет убытки. Справедливой является цена, которая позволяет фирме получать только нормальную прибыль, значит, она должна быть установлена на уровне средних издержек. Таким образом, регулируемая цена определяется на графике пересечением кривой спроса и криво средних издержек. Регулируемый объем производства - объем продаж по такой цене. В этом случае экономическая прибыль естественной монополии равна нулю, а чистые потери общества сокращаются.

Проблема второго метода - при всех его положительных стимулирующих свойствах - состоит в том, что вследствие асимметрии информации между естественным монополистом и регулирующим органом. Последний, ориентируясь лишь на отчеты регулируемого предприятия практически не в состоянии определить тот начальный уровень «ценового потолка», при котором естественный монополист, работая эффективно, не накапливал бы убытки. В качестве ориентира регулятор может рассматривать наиболее эффективные предприятия отрасли. Эта идея получила название «эталонной конкуренции», а инструмент ее реализации - «бенчмаркинга». Однако использование прямой конкуренции за рынок является более действенным механизмом установления начального уровня «ценового потолка», чем бенчмаркинг, потому что объективные различия в издержках и асимметрия информации затрудняют прямое сравнение между собой.

Перейти на страницу: 1 2 3

Занятость населения и государственная политика ее обеспечения
Занятость - одна из сложнейших и важнейших экономических категорий, поскольку, с одной стороны, обеспечивает производство валового национального продукта - основу жизнедеятельности человеческого ...

Инвестиционный потенциал регионов Казахстана, особенности формирования
Актуальным исследованием является анализ инвестиционной политики государства в условиях развивающейся экономики, где инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования социального ...