Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса

Рисунок 1

- Кривая совокупного спроса

Примечание. Источник: собственная разработка

Заметим, что кривая совокупного спроса отклоняется вниз и вправо, то есть также как кривая спроса на отдельный товар. Причины такого отклонения различны. На уровне микроэкономики это объясняется тем что, когда цена на отдельный товар падает, то (постоянный) денежный доход потребителя дает ему возможность приобрести большее количество товара (эффект дохода). Более того, когда цена падает, потребитель готов приобрести большее количество данного товара, поэтому он становится относительно дешевле, чем другие товары (эффект замещения).

Но эти объяснения не годятся, когда мы имеем дело с совокупностями. На рисунке 1, если мы двигаемся вниз по кривой совокупного спроса, цены в целом падают. Поэтому логическое обоснование эффекта замещения (один товар становится дешевле по сравнению со всеми другими товарами) в данном случае неприменимо. Соответственно, если кривая спроса индивида на отдельный товар предполагает постоянный доход потребителя, то кривая совокупного спроса - изменяющиеся совокупные доходы. Следовательно, когда мы двигаемся вверх по кривой совокупного спроса, то приближаемся к более высокому уровню цен. Основная модель кругооборота дохода утверждает, что более высокие цены, уплаченные за товары и услуги, вернуться к поставщикам ресурсов в виде возросших доходов - зарплаты, ренты, процентов и прибыли. Поэтому увеличение уровня цен не обязательно означает уменьшение общего номинального дохода страны [1, c.164].

Изменение общего уровня цен (ценовых факторов) при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияет на объем совокупного спроса и обуславливает движение по кривой AD.Характер кривой совокупного спроса определяется, прежде всего, тремя ценовыми факторами: 1) эффектом процентной ставки 2) эффектом материальных ценностей, или реальных кассовых остатков; 3) эффектом импортных закупок.

Эффект процентной ставки

. Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно, на потребительские расходы и инвестициями. Точнее говоря, когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, в свою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиции.

Следует уточнить. Рассматривая кривую совокупного спроса, мы предполагаем, что объем денежной массы в экономике остается постоянным. Когда уровень цен повышается, потребителям нужна большая сумма наличных денег для покупок; предпринимателям также требуется больше денег на выплату зарплаты и на другие необходимые расходы. Дело в том, что повышение уровня цен расширяет спрос на наличные деньги. При неизменном объеме денежной массы увеличение спроса взвинчивает цену за пользование деньгами, то есть процентную ставку. При высоких процентных ставках предприятия и домохозяйства сокращают определенную часть расходов, то есть быстро реагируют на изменения процентной ставки. Фирма, которая рассчитывает получить 10% прибыли на приобретенные инвестиционные товары, будет считать эту покупку выгодной, если процентная ставка составит, например, 7%. Но покупка не принесет выгоды и поэтому не состоится, если процентная ставка возрастет, скажем, до 12%. Из-за повышения процентной ставки потребители тоже примут решение не покупать данный продукт. Итак, повышение процентной ставки приводит к сокращению некоторых расходов предприятий и потребителей. Отсюда следует вывод, что повышение уровня цен на товары увеличивает спрос на деньги, поднимает ставку процента и тем самым сокращает спрос на реальный объем производимого национального продукта [8, c.203].

Эффект богатства.

Второй причиной, определяющей нисходящую траекторию кривой совокупного спроса, является эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков. Дело в том, что при более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов - в частности, активов с фиксированной денежной стоимостью, таких, как срочные счета или облигации, - находящихся у населения, уменьшится. В таком случае население реально станет беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы. Семья может чувствовать себя спокойно, покупая новый автомобиль, если покупательная способность ее финансовых активов составляет, например, 50 тыс. долларов. Но если инфляция сведет покупательную способность этих активов, скажем, до 30 тыс. долларов, то семья может принять решение отложить свою покупку. И, наоборот, при снижении уровня цен реальная стоимость или покупательная способность материальных ценностей возрастет, и расходы увеличатся. совокупный спрос потребитель расход

Эффект импортных закупок.

Перейти на страницу: 1 2 3

Диагностика хозяйственной деятельности и разработка бизнес-плана по повышению эффективности деятельности ООО КонтактСтройСервис
Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, фикт ...

Рентабельность реализованной продукции и пути ее повышения в ОАО Дорстройиндустрия филиал завод ЖБМК
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функ ...