Сущность человеческого капитала как экономической категории

В современной инновационной экономике особое место занимают творческие способности человека, его интеллектуальные возможности, смекалка, умение находить нестандартные решения сложных проблем. В первую очередь обширные знания, отлаженная система информации, творческое взаимодействие инноваторов необходимы для решения экономических, художественных, научных, технических и социальных проблем. То есть человеческие способности выступают основным капиталом в любой деятельности. С помощью своих навыков человек приводит в действие различные механизмы, в том числе и рыночный.

Изучение человеческого капитала началось еще в XIX веке. С тех пор исследование этой категории является перспективным направлением в развитии экономической науки. Первооткрыватели человеческого капитала как целостной концепции Т. Шульц и Г. Беккер, основное внимание обращали на инвестиции в человеческий капитал и оценку их эффективности. Это и понятно, поскольку инвестиции средств как раз и превращают ресурс в капитал, делают простое благо капитальным благом.

Л. Туроу, обобщивший первые исследования человеческого капитала в качестве исходного понятия дает следующую трактовку: «Человеческий капитал людей представляет собой их способность производить предметы и услуги». Однако, человеческий капитал нельзя анализировать точно также как физический капитал.

Ф. Махлуп предлагает разделить способности на 2 вида: первичные и усовершенствованные. « . Неусовершенствованный труд, - пишет он, - нужно отличать от усовершенствованного, ставшего более производительным благодаря вложениям, которые увеличивают физическую и умственную способность человека. Подобные усовершенствования составляют человеческий капитал». Позднее западные ученые занимались изучением структуры человеческих способностей, которые выгодно капитализировать, определяли последовательность и отдачу инвестиций в человеческий капитал.

В России с изучением данного вопроса связаны такие имена как М. Критский, Л.Г. Симкина, Л.И. Абалкина, В.Н. Костюк, С.М. Климов, А.Н. Добрынин и С.А. Дятловым.

М.М. Критский конкретизирует социально-экономическое содержание категории «человеческий капитал». Во-первых, определяющая роль науки и образования в современном производстве превращает материально-вещественный капитал в одну из форм проявления интеллектуального капитала. Во-вторых, единственно законная и обществом признаваемая монополия есть монополия на интеллектуальную собственность, на исключительное авторское право. В-третьих, произошел отказ от трактовки собственности только как имущественного отношения и расширения прав интеллектуальной собственности на нематериальные активы. Л.Г. Симкина рассматривала исторически последовательные формы обогащения жизнедеятельности как в потреблении, так и в производстве.

Группа ученых под руководством Абалкина, исследуя проблему стратегического развития России в XXI веке, рассматривают человеческий капитал как сумму врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, мотивов деятельности, обеспечивающих возможность приносить доход.

Исходя из этого социально-экономический прогресс определяется, прежде всего, новыми знаниями, полученными научно-исследовательскими работниками и осваиваемые в дальнейшем в процессе образования и профессиональной подготовки и переподготовки работников. Основными сферами деятельности, формирующими человеческий капитал, являются научно-образовательный комплекс, система здравоохранения, сферы, непосредственно формирующие условия жизни и быта.

В.Н. Костюк, исследуя социоэкономические процессы и разрабатывая свою концепцию теории эволюции, определяет человеческий капитал как индивидуальную способность человека, которая позволяет ему успешно действовать в условиях неопределенности. В состав человеческого капитала исследователь включает два компонента: рациональную и интуитивную составляющие. Их взаимодействие позволяет владельцу человеческого капитала добиваться успеха там, где недостаточно одной только высокой квалификации и профессионализма. Дополнительное усилие это талант, который требует большего вознаграждения. Исходя из этого, в условиях конкуренции, выигрывает тот, кто более успешно пользуется своим собственным ресурсом, то есть капиталом.

С.М. Климов, анализируя интеллектуальные ресурсы организации, определяет человеческий капитал как совокупность человеческих способностей, дающая возможность их носителю получать доход. Это качество роднит человеческий капитал с другими формами капитала, функционирующими в общественном производстве. Указанный капитал формируется на основе врожденных качеств человека через целенаправленные инвестиции в его развитие.

Социально-экономическую форму человеческого капитала и его качественную определенность характеризуют А.Н. Добрынин и С.А. Дятловов. Человеческий капитал, включает запас здоровья, навыков, знаний, способностей, которые капитализируются при следующих условиях:

Перейти на страницу: 1 2

Расчет экономической эффективности переработки использованных автомобильных шин
В последнее время большое внимание уделяется проблеме использования отходов производства и потребления, в том числе изношенных шин. [35, 38, 47 50, 56, 60.] Эта проблема имеет важное экологическо ...

Издержки производства
Каждое коммерческое предприятие любого общества ставит перед собой одну задачу: получение как можно большего дохода от своей деятельности. Любое предприятие старается не только продать свой товар ...