Инвестиционная деятельность в России на современном этапе и ее основные проблемы

Россия переживает переходное состояние между неблагоприятным инвестиционным климатом и благоприятным. Теперь действия российского правительства определяют в судьбу создания первой в России полноценной экономики свободного рынка.

Большинство статистических данных говорят в пользу улучшения инвестиционного комплекса России, однако некоторые сферы остаются проблемными. В их числе иностранные эксперты отмечают высокую степень коррупционности чиновников, повышение инфляций, сильные административные барьеры и некачественную инфраструктуру (в частности, дорожную сеть).

Тем не менее, рассмотрение темы инвестиционного комплекса и потенциала России является актуальной в настоящее время. Актуальность этой проблемы стала особенно очевидной в последние несколько лет, когда в российской экономике появились признаки так называемой «голландской болезни», для которой характерна гипертрофированная роль сырьевого сектора национальной экономики. Одним из решений данной проблемы может стать развитие экспорта российских высоких технологий и промышленных товаров, произведенных на базе этих технологий.

Потенциал страны или региона в своей основе характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения и др. ситуаций.

В межгосударственном сопоставлении законодательство является важнейшей составляющей инвестиционного риска. Специфика межрегионального подхода состоит в том, что на территории большинства регионов действует единый общегосударственный или, применительно к России, «общефедеральный» законодательный фон, который слегка видоизменяется в отдельных регионах (субъектах федерации) под воздействием региональных законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность только в пределах своих полномочий. Кроме того, законодательство, как правило, не только влияет на степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, определяет порядок использования отдельных факторов производства - составляющих инвестиционного потенциала региона.

Главная задача государственной политики поддержки инвестиций заключается в создании благоприятных экономических условий для развития инвестиционной деятельности. Привлекательность инвестиционной среды определяется, прежде всего, условиями налоговой, амортизационной, финансово-кредитной политики государства. При этом для потенциальных инвесторов имеют значение не только действующие в конкретный момент условия, но и ожидаемые перспективы их развития, степень стабильности политической и экономической ситуации в стране и другие факторы.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности обычно осуществляется в форме целевого финансирования капитальных вложений, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, в том числе совместно с иностранными инвесторами.

Кроме непосредственного выделения средств из бюджета для финансирования инвестиционных проектов, государство может также:

осуществлять выпуск целевых облигационных и иных аналогичных инвестиционных займов;

предоставлять концессии отечественным и иностранным инвесторам по итогам торгов (конкурсов и аукционов);

обеспечивать государственные гарантии по проектам, реализуемых за счет средств федерального и региональных бюджетов.

Формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет бюджетных ассигнований осуществляет Правительство РФ. Для реализации таких проектов на конкурсной основе могут размещаться средства федерального бюджета, как правило, на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых Законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

В зависимости от реального и прогнозируемого состояния экономики (уровня инфляции, дефицита (профицита) бюджетной системы, отраслевой структуры производства, платежеспособного спроса населения на товары и услуги и иных факторов) могут применяться различные концепции регулирования инвестиционного рынка, однако любая выбранная концепция должна обеспечивать баланс между достижением стратегических целевых установок (рост ВВП и национального дохода, увеличение занятости населения, снижение темпов инфляции и т.п.) и поддержанием нормальных параметров текущей экономической ситуации (равновесие между спросом и предложением, оптимальные процентные ставки на кредитные ресурсы, стабильность денежной массы и др.).

Для достижения поставленных целей государство принимает непосредственное участие в инвестиционном процессе, выступая не только в качестве инвестора, но и инициатора инвестиционной деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов и потребностей и, одновременно, в качестве важнейшего фактора инвестиционной среды, обеспечивая стабильность экономической ситуации и поддержание благоприятного инвестиционного климата, одной из основных характеристик которого является уровень инвестиционного риска.

Перейти на страницу: 1 2

Методы и инструменты государственного регулирования
Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в админи ...

Зарубежный опыт регулирования рынка труда на примере Германии
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, ...