Сущность, предпосылки и критерии целесообразности диверсификации производства

Диверсификация производства - это расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Историю диверсификации можно представить как эволюцию манипулирования набором товаров и переливом капитала [1].

Или же, проще говоря:

Диверсификация производства - это процесс вынужденного проникновения специализированных компаний в новые для себя сферы и виды экономической деятельности с целью обеспечения стабильных и устойчивых условий функционирования в нестабильной среде.

С одной стороны, эта форма отражает децентрализацию средств производства, а с другой - концентрацию различных видов деятельности, базируется на специализации и кооперации труда. Количественные изменения в специализации и концентрации производства, накапливаясь, приводят к качественному скачку, что находит свое проявление в новой по содержанию форме организации производства - диверсификации [2].

Главная функция диверсификации производства - адекватное приспособление к изменениям внешней среды, и трансформируется она в конкретные цели структурной политики, определяемые потребностью рынка в том или ином виде продукции, работ и услуг. Диверсификация как объективное явление закономерно возникает на определенной стадии развития воспроизводственного процесса при наличии соответствующих предпосылок. Предпосылки диверсификации и новые возможности функционирования фирм сосредоточены в самом товаре и монопродуктовом виде деятельности.

Выбор диверсификационной стратегии зависит главным образом от финансового состояния предприятия. Пока компания получает прибыль в уже освоенной отрасли, необходимости в диверсификации нет. Однако по мере замедления роста диверсификации становится привлекательным средством улучшения перспектив фирмы. Диверсификации быть может и в том случае, если у фирмы есть технологический разработки, ключевые компетенции или ресурсная база для успешной конкуренции в других отраслях.

Рисунок 1. Цели, Мотивы и Предпосылки диверсификации

Помимо основных целей, существуют 3 основные цели диверсификации производства:

• цели роста которые должны способствовать регулированию баланса в условиях благоприятных тенденций;

• цели стабилизации, предназначенные для защиты от неблагоприятных тенденций и непредсказуемых явлений;

• цели гибкости, предусматриваемые для усиления позиции компании в случае непредсказуемых событий.[15]

Не существует готовой формулы для определения готовности фирмы к диверсификации. Вообще считается, что диверсификация назрела если:

1. сужаются возможности развития текущего бизнеса;

2. диверсификация открывает новые возможности повышения потребительской ценности товаров или упрочнения конкурентного положения;

. можно перенести имеющиеся компетенции и возможности в другие отрасли;

. диверсификации в смежные отрасли позволяет сократить издержки производства;

. у фирмы есть финансовые и организационные ресурсы для диверсификации.

. Компании одной отрасли обслуживают разные рыночные ниши, и каждая имеет свои сильные и слабые стороны, поэтому они избирают разные способы диверсификации и приступают к этому процессу в различное пора.[12]

Перейти на страницу: 1 2

Диверсификация производства в Республике Беларусь
В данной работе рассмотрена одна из стратегических альтернатив перспективного планирования - диверсификация. Эта проблема долгое время не находила отражения ни в отечественной экономической литер ...

Издержки предприятия
Любое предприятие, прежде чем начать производство должно четко представлять на какую прибыль оно может рассчитывать. Для этого оно изучает спрос, определяет, по какой цене будет продавать продукц ...