Особенности формирования цен в условиях монополистической конкуренции

Каждая фирма, находясь в условиях монополистической конкуренции, проводит собственную ценовую политику, не учитывая ответную реакцию конкурентов. Отсюда следует, что в рамках данной рыночной структуры выпускается меньший объем производства, чем при совершенной конкуренции, но с более высокими затратами на единицу продукции. Снижение объема продаж и повышение затрат на единицу продукции - все это своеобразная плата за большее разнообразие производимых товаров.

В российских условиях имеются большие возможности для развития монополистической фирменной конкуренции и создания сферы конкурентного ценообразования. К числу таких рынков можно отнести рынки следующих товаров, в том числе импортных:

безалкогольные напитки - фруктовые воды, лимонад, русский квас, кока-кола, пепси-кола, и др.;

водка, коньяки, ликеры, вина;

пиво бутылочного и баночного разлива;

сигареты и сигары, другие табачные изделия;

многие виды лекарств, имеющих заменители, витамины;

кондитерские изделия - шоколадные конфеты, шоколад;

зубная паста, паста для бритья, кремы, шампуни, одеколоны,

духи, моющие средства;

многие виды одежды, особенно с фирменным знаком;

многие спортивные товары;

телевизионная и радиотехника, видео - и аудиотехника;

часы, фотоаппаратура и фотоматериалы;

большинство видов бытовой техники, например холодильники,

стиральные машины, пылесосы, микроволновые печи и т.д.;

компьютерная техника;

фирменная мебель;

фирменные бытовые услуги - чистка одежды, ремонт квартир,

парикмахерские и др.

многие магазины и палатки розничной торговли в городах.

При монополистической конкуренции линия спроса на продукцию производителя имеет отрицательный наклон, поскольку на рынке продаются товары - заменители, что даёт возможность получить монопольную прибыль в краткосрочном периоде. Из-за отсутствия каких-либо существенных ограничений на вход в отрасль других производителей и выход из неё в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю.

Одной из важных характеристик дифференциации продукта является ограниченный контроль над ценами со стороны производителей и продавцов в условиях монополистической конкуренции из-за относительно большого числа фирм, действующих в конкретном секторе рынка. При монополистической конкуренции потребители выбирают продукцию определённых продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за неё, чтобы реализовать свои предпочтения. На таком рынке продавцы и покупатели не связаны стихийно, как на рынке совершенной конкуренции. Однако, контроль фирмы действующей в условиях монополистической конкуренции, над ценой весьма ограничен, поскольку существует множество потенциальных заменителей её продукта.

Кривая спроса, с которым сталкивается продавец в условиях монополистической конкуренции, является в высокой степени эластичной, но не совершенно эластичной. Степень эластичности кривой спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции зависит от числа конкурентов и степени дифференциации продукта. Чем больше число конкурентов и слабее дифференциация, тем больше эластичность кривой спроса каждого продавца, то есть тем ближе ситуация к условиям совершенной конкуренции.

Издержки предприятия
Любое предприятие, прежде чем начать производство должно четко представлять на какую прибыль оно может рассчитывать. Для этого оно изучает спрос, определяет, по какой цене будет продавать продукц ...

Методика планирования себестоимости продукции
В настоящее время наиболее важным моментом в функционировании любого предприятия является переход от управления производством к управлению стоимостью продукции, что сформировало сложную задачу вх ...