Эволюция взглядов на фирму в экономической мысли
Под фирмой, как правило, понимается первичная организационная единица бизнеса, обладающая следующими характеристиками [5]:
§ Юридическая самостоятельность: фирма является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствующих органах страны;
§ Производственная самостоятельность: фирма самостоятельно решает что, где и каким образом производить и продавать;
§ Финансовая самостоятельность: фирма самостоятельно распределяет получаемый доход;
§ Организационная самостоятельность: фирма самостоятельно выбирает тип внутренней организации.
В отношении этих черт наблюдается практически полное единодушие среди экономистов.
Следует отличать фирму - организационную структуру, обладающую выше перечисленными характеристиками, от:
§ предприятия (первичного технологического образования),
§ союзов фирм (в которых происходит только определенная координация активности при сохранении внутренней поведенческой самостоятельности входящих структур).
Эволюция взглядов экономистов на природу, функции и механизм реализации фирмы относится, главным образом, к фирме как таковой и в меньшей степени затрагивает предприятие и союзы фирм.
Существующие теории фирмы можно объединить в три большие группы [5]:
§ технологическая концепция фирмы, являющаяся основой классической и неоклассической теории,
§ институциональная теория фирмы,
§ теоретические исследования поведения фирмы на основе теории игр.
Основные пункты разногласий между данными группами теорий связаны со следующими критериями:
§ Метод исследования поведения фирмы;
§ Факторы, объясняющие наличие в экономике фирм и фирм разного размера;
§ Факторы, объясняющие уровень концентрации в экономике в целом и в отдельных отраслях;
§ Оценка цели деятельности фирмы;
§ Объяснение разнообразия организационных форм фирмы;
§ Выбор ведущих поведенческих характеристик фирмы;
§ Общий механизм функционирования фирмы.
Притом, что объект анализа всегда остается один и тот же - фирма как самостоятельная организационная структура, обладающая выше перечисленными характеристиками, разные теории делают акцент на различных аспектах этого явления, согласно приведенным критериям. Каждый подход позволяет увидеть что-то новое в деятельности фирмы, и в то же время затемняет какие-то другие ее стороны.
С теоретических позиций модель предприятия обычно представляется в виде трех компонент [6]:
§ описания предприятия в виде системы («концепция предприятия»);
§ описания факторов и критериев принятия стратегических решений на предприятии;
§ описание поведения предприятия в деловой и административной среде, а также в пространстве экономических показателей.
Доходы фирмы и методы их увлечения
Переход к рыночным отношениям в экономике Белоруссии ставит по-новому и
расширяет возможности деятельности предприятия, как основного ее звена. В новых
условиях существенно поменялись правовые, фи ...
Издержки предприятия
Любое
предприятие, прежде чем начать производство должно четко представлять на какую
прибыль оно может рассчитывать. Для этого оно изучает спрос, определяет, по
какой цене будет продавать продукц ...