Развитие коллективно-договорных отношений в системе социального партнерства в России

Законодательство, нормативное регулирование в такой системе носит только лишь рамочный, ограниченный характер или описывает - «правила игры», по которым устанавливаются договорные отношения. Так, например, размер оплаты труда законодательством не устанавливается, - устанавливается лишь размер минимальной оплаты труда, ниже которого работодатель не может опуститься. Верхние пределы, не говоря уже о промежуточных значениях заработной платы для отдельных категорий работников, законодательно не устанавливаются. Исключение из этого правила составляют только государственные служащие, по отношению к которым роль работодателя играет государство в лице своих учреждений.

В информационном обществе условия жизни и потребления правомерно рассматривать в системе факторов развития человеческого капитала. Устойчивое экономическое развитие является результатом расширения воспроизводства капитала во всех его формах при условии создания социальных условий, или социальной сферы жизнедеятельности человека, что, в свою очередь, предполагает необходимость использования потенциала института партнерства, функционирование которого усиливает положительный внешний эффект от производства социальных услуг. В России сегодня существуют объективные предпосылки развития системы социального партнерства. Среди них можно отметить реформирование отношений собственности, создание базового законодательства для коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений [1; 2].Серьезное влияние на этот процесс оказывают и такие факторы, как рост независимости организаций работников от государства и работодателей; снижение уровня централизованного (государственного) регулирования трудовых отношений; формирование базовых институтов и механизмов проведения коллективных переговоров. Особенностью российской системы социального партнерства стало его формирование сверху как одного из элементов социально-экономической модернизации, повторяющий западный опыт становления рыночной экономики, без учета специфики страны и ее особенностей. Правовая база структуры социального диалога начала складываться до формирования объединений самих социальных партнеров. Огромная территория России, многонациональность ее населения, множественность различных концессий, различия социального и культурного укладов, традиций неизбежно приводят к возникновению большого количества различий, оттенков и особенностей в становлении такого сложного экономического, политического, социального, культурно-психологического явления, каким является социальное партнерство. На структурную сложность российской модели социального партнерства неизбежно влияет запутанность системы регулирования социально-трудовых отношений в стране, переплетение межотраслевых, отраслевых, профессиональных связей с региональными, территориальными и муниципальными взаимодействия. В настоящее время прямое государственное регулирование составляющих качества жизни осуществляется через коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений. Динамика заключения соглашений и коллективных договоров в целом по Российской федерации представлено в табл.1.

Таблица 1

Динамика заключения соглашений и коллективных договоров в 2003-2009 годах в целом по РФ

Виды правового акта

Изменение числа заключенных соглашений и договоров по годам

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Генеральное соглашение

1

1

1

1

1

1

1

Отраслевое (межотраслевое)тарифное соглашение, заключаемое на федеральном уровне

62

51

60

60

51

48

58

Региональное соглашение

68

74

77

76

78

77

77

Отраслевое (межотраслевое), профессиональное тарифное соглашение, заключаемое в регионе

241

498

673

964

1420

1423

2062

Территориальное соглашение

62

176

371

430

466

684

827

Коллективный договор ( в тыс.)

68.8

105.3

123.1

147.5

146.0

146.6

144.6

Перейти на страницу: 1 2 3

Методы анализа и конкурентные преимущества компании ООО Apple
В условиях стремительной глобализации рынков и выхода российских компаний российских компаний на международный рынок, большую значимость стало приобретать обеспечение долгосрочной конкурентоспос ...

Инвестиционная политика Хабаровского края
Современное экономическое развитие Российской Федерации предполагает активное развитие Дальневосточных территорий. Для этих целей выделяются значительные средства, разрабатываются инвестиционные п ...