Развитие коллективно-договорных отношений в системе социального партнерства в России

Законодательство, нормативное регулирование в такой системе носит только лишь рамочный, ограниченный характер или описывает - «правила игры», по которым устанавливаются договорные отношения. Так, например, размер оплаты труда законодательством не устанавливается, - устанавливается лишь размер минимальной оплаты труда, ниже которого работодатель не может опуститься. Верхние пределы, не говоря уже о промежуточных значениях заработной платы для отдельных категорий работников, законодательно не устанавливаются. Исключение из этого правила составляют только государственные служащие, по отношению к которым роль работодателя играет государство в лице своих учреждений.

В информационном обществе условия жизни и потребления правомерно рассматривать в системе факторов развития человеческого капитала. Устойчивое экономическое развитие является результатом расширения воспроизводства капитала во всех его формах при условии создания социальных условий, или социальной сферы жизнедеятельности человека, что, в свою очередь, предполагает необходимость использования потенциала института партнерства, функционирование которого усиливает положительный внешний эффект от производства социальных услуг. В России сегодня существуют объективные предпосылки развития системы социального партнерства. Среди них можно отметить реформирование отношений собственности, создание базового законодательства для коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений [1; 2].Серьезное влияние на этот процесс оказывают и такие факторы, как рост независимости организаций работников от государства и работодателей; снижение уровня централизованного (государственного) регулирования трудовых отношений; формирование базовых институтов и механизмов проведения коллективных переговоров. Особенностью российской системы социального партнерства стало его формирование сверху как одного из элементов социально-экономической модернизации, повторяющий западный опыт становления рыночной экономики, без учета специфики страны и ее особенностей. Правовая база структуры социального диалога начала складываться до формирования объединений самих социальных партнеров. Огромная территория России, многонациональность ее населения, множественность различных концессий, различия социального и культурного укладов, традиций неизбежно приводят к возникновению большого количества различий, оттенков и особенностей в становлении такого сложного экономического, политического, социального, культурно-психологического явления, каким является социальное партнерство. На структурную сложность российской модели социального партнерства неизбежно влияет запутанность системы регулирования социально-трудовых отношений в стране, переплетение межотраслевых, отраслевых, профессиональных связей с региональными, территориальными и муниципальными взаимодействия. В настоящее время прямое государственное регулирование составляющих качества жизни осуществляется через коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений. Динамика заключения соглашений и коллективных договоров в целом по Российской федерации представлено в табл.1.

Таблица 1

Динамика заключения соглашений и коллективных договоров в 2003-2009 годах в целом по РФ

Виды правового акта

Изменение числа заключенных соглашений и договоров по годам

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Генеральное соглашение

1

1

1

1

1

1

1

Отраслевое (межотраслевое)тарифное соглашение, заключаемое на федеральном уровне

62

51

60

60

51

48

58

Региональное соглашение

68

74

77

76

78

77

77

Отраслевое (межотраслевое), профессиональное тарифное соглашение, заключаемое в регионе

241

498

673

964

1420

1423

2062

Территориальное соглашение

62

176

371

430

466

684

827

Коллективный договор ( в тыс.)

68.8

105.3

123.1

147.5

146.0

146.6

144.6

Перейти на страницу: 1 2 3

Методы планирования и прогнозирования социально-экономических процессов МО Улан-Удэ
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, о ...

Налоговая система и пути ее реформирования
Важнейшей составляющей бюджетно-финансовой системы любого государства являются налоги, под которыми понимается собирательное понятие, употребляемое для обозначения взимаемых государством платежей ...