Содержание конкуренции, ее роль в развитии экономики

Конкуренция - один из краеугольных камней рынка. Только конкуренция в сочетании с финансовым оздоровлением и структурной перестройкой в состоянии вывести экономику из кризиса.

Итак развитие конкурентных отношений, в которых свободно участвовали бы государственные, кооперативные, акционерные и иные предприятия, индивидуалы, - это не блажь, а предпосылка для превращения экономики в эффективно функционирующую систему.

Однако нужно иметь в виду, что возможности рынка отнюдь не безграничны. Он не в состоянии гарантировать решение всех социально - экономических проблем общества. Если мы признаем необходимость конкуренции, то надо быть готовым к банкротству предприятий, которое неизбежно повлечет за собой и безработицу.

Смысл нормальной конкуренции состоит в том, что предприятия - товаропроизводители, участвуя в ней, стремятся к снижению затрат, улучшению качества продукции, обновлению ассортимента. Все прошедшие годы наша страна стремилась решать эти слагаемые роста эффективности производства на основе административного нажима. Рынок не был упразднен, но он оторвался от законов товарного производства, а поэтому появился «черный» рынок. Ареной конкуренции стала прежде все «теневая» экономика, в рамках которой спекулянты и фарцовщики неплохо конкурировали между собой и с пребывающими в глубоком застое государственными предприятиями. В границах же «легальной» экономики конкуренция развернулась не между производителями, а между потенциальными потребителями продукции. Между предприятиями государственного сектора шла острая борьба за прикрепление к выгодным поставщикам, за низкие плановые показатели, максимальные фонды и лимиты, высокие цены. Потребители же боролись за доступ к «дефициту». Сложилась экономическая ситуация, которую принято квалифицировать как диктат производителей.

Таким образом, хотя термин «монополизм» применительно к плановой экономике стал использоваться сравнительно недавно, сами монополистические отношения и их действия давно и прочно вошли в нашу хозяйственную жизнь.

Издержки производства
Каждое коммерческое предприятие любого общества ставит перед собой одну задачу: получение как можно большего дохода от своей деятельности. Любое предприятие старается не только продать свой товар ...

Международные информационные услуги. Цены в международных сделках
Определенные товары (телевизоры, холодильники, ковровые изделия и другие технически сложные товары) импортируются в количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб производите ...