Инвестиционная политика

Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью.

Политика структурных преобразований должна обеспечить выход России на новый качественный уровень своего развития и эффективное позиционирование в мировом пространстве.

Для обеспечения достижения главной цели структурной перестройки необходимо, с одной стороны, поощрять ускоренное развитие новых наукоемких отраслей, технологических инноваций, высокопроизводительного производственного аппарата, а, с другой - оказывать поддержку и неэффективным или малоэффективным отраслям и сферам деятельности. Это целесообразно с целью недопущения возникновения угрозы безопасности от прекращения поставок продовольствия, машин, оборудования; угрозы увеличения уровня безработицы, роста социальной напряженности в обществе, возникновения региональных кризисов.

Главным механизмом в России для стимулирования инвестиций всегда были механизмы концентрации и перераспределения ресурсов, ключевым из которых являются бюджетные ресурсы. Совершенствование системы межбюджетных отношений должно предполагать активные формы стимулирования. Не безвозмездные трансферты, а максимально стимулирующие использование и активацию собственного потенциала регионов меры федеральной поддержки.

Также представляется целесообразным создавать готовые финансовые продукты или пакеты услуг, включающие внебюджетные ресурсы и предоставляемые бизнесу на определенных условиях для реализации проектов развития территорий, способных изменить структуру региональной экономики в пользу отраслей высокотехнологического уклада.

Разумеется, финансовая помощь важна, но есть целый ряд механизмов, которые не требуют федеральных средств. Главная цель создать в регионе инвестиционные возможности, благоприятные условия для привлечения инвесторов.

На этом пути существует два основных шага: отработка новаций посредством «пилотных проектов», а также совершенствование и расширение использования механизмов государственно-частного партнерства. Зачастую для того чтобы эти шаги стали по настоящему эффективными достаточно системной нормотворческой работы. Например, модернизация «Водоканала» в Санкт-Петербурге.

На сегодняшний момент есть много инструментов государственной поддержки инвестпроектов. Их используют различные органы власти, для каждого инструмента существуют собственные процедуры отбора проектов, критерии эффективности и порядок контроля. Концепцией предлагается обеспечить координацию и взаимоувязку всех инструментов в рамках одного проекта, а координацию возложить на Минрегион.

Основу долгосрочного инвестиционного планирования в федеральных округах должно составить выделение зон опережающего экономического роста,

иными словами, выявление потенциальных «точек роста» региональной экономики. Здесь мы в качестве одного из инструментов стимулирования территориальной инвестиционной активности видим создание инфраструктурно-индустриальных кластеров. Очень важно при реализации крупных региональных проектов использовать их в качестве «якорных», заранее прорабатывая все дополнительные возможности, связанные с реализацией таких проектов, вовлекая в проект все потенциальные сопутствующие бизнес-направления.

Учитывая, что поддержка региональных инвестиционных проектов является эффективным инструментом улучшения инвестиционного климата в регионах и развития государственно-частного партнерства, а также заинтересованность субъектов Российской Федерации в реализации механизма региональных инвестиционных фондов, Минрегион России при проведении работы по формированию федерального бюджета на 2013 год и плановый период направит в Минфин России предложения об увеличении объема Инвестиционного фонда Российской Федерации и выделении 20 млрд. рублей ежегодно в целях софинансирования региональных проектов государственно-частного партнерства, реализуемых через региональные инвестиционные фонды.

Кроме того, к реализации отдельных значимых инвестиционных проектов будут привлечены средства Инвестиционного фонда Российской Федерации, Российской венчурной компании и федеральных целевых программ, применены инструменты льготного кредитования и субсидирования процентной ставки по кредитам.

Модели поведения фирм институциональная, предпринимательская, контрактная
Фирма представляет собой сложное экономическое образование, особый институт современной экономической системы. Подобно тому, как сама фирма прошла длительный этап формирования внутренних организац ...

Модели капиталовложений фирмы и способы оценки ее инвестиционных перспектив
Одним из важных фактором развития экономики в целом являются инвестиции в основной капитал. Это связано с тем, что инвестиции в основной капитал затрагивают основы хозяйственной деятельности, опре ...