Инвестиционная политика

Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью.

Политика структурных преобразований должна обеспечить выход России на новый качественный уровень своего развития и эффективное позиционирование в мировом пространстве.

Для обеспечения достижения главной цели структурной перестройки необходимо, с одной стороны, поощрять ускоренное развитие новых наукоемких отраслей, технологических инноваций, высокопроизводительного производственного аппарата, а, с другой - оказывать поддержку и неэффективным или малоэффективным отраслям и сферам деятельности. Это целесообразно с целью недопущения возникновения угрозы безопасности от прекращения поставок продовольствия, машин, оборудования; угрозы увеличения уровня безработицы, роста социальной напряженности в обществе, возникновения региональных кризисов.

Главным механизмом в России для стимулирования инвестиций всегда были механизмы концентрации и перераспределения ресурсов, ключевым из которых являются бюджетные ресурсы. Совершенствование системы межбюджетных отношений должно предполагать активные формы стимулирования. Не безвозмездные трансферты, а максимально стимулирующие использование и активацию собственного потенциала регионов меры федеральной поддержки.

Также представляется целесообразным создавать готовые финансовые продукты или пакеты услуг, включающие внебюджетные ресурсы и предоставляемые бизнесу на определенных условиях для реализации проектов развития территорий, способных изменить структуру региональной экономики в пользу отраслей высокотехнологического уклада.

Разумеется, финансовая помощь важна, но есть целый ряд механизмов, которые не требуют федеральных средств. Главная цель создать в регионе инвестиционные возможности, благоприятные условия для привлечения инвесторов.

На этом пути существует два основных шага: отработка новаций посредством «пилотных проектов», а также совершенствование и расширение использования механизмов государственно-частного партнерства. Зачастую для того чтобы эти шаги стали по настоящему эффективными достаточно системной нормотворческой работы. Например, модернизация «Водоканала» в Санкт-Петербурге.

На сегодняшний момент есть много инструментов государственной поддержки инвестпроектов. Их используют различные органы власти, для каждого инструмента существуют собственные процедуры отбора проектов, критерии эффективности и порядок контроля. Концепцией предлагается обеспечить координацию и взаимоувязку всех инструментов в рамках одного проекта, а координацию возложить на Минрегион.

Основу долгосрочного инвестиционного планирования в федеральных округах должно составить выделение зон опережающего экономического роста,

иными словами, выявление потенциальных «точек роста» региональной экономики. Здесь мы в качестве одного из инструментов стимулирования территориальной инвестиционной активности видим создание инфраструктурно-индустриальных кластеров. Очень важно при реализации крупных региональных проектов использовать их в качестве «якорных», заранее прорабатывая все дополнительные возможности, связанные с реализацией таких проектов, вовлекая в проект все потенциальные сопутствующие бизнес-направления.

Учитывая, что поддержка региональных инвестиционных проектов является эффективным инструментом улучшения инвестиционного климата в регионах и развития государственно-частного партнерства, а также заинтересованность субъектов Российской Федерации в реализации механизма региональных инвестиционных фондов, Минрегион России при проведении работы по формированию федерального бюджета на 2013 год и плановый период направит в Минфин России предложения об увеличении объема Инвестиционного фонда Российской Федерации и выделении 20 млрд. рублей ежегодно в целях софинансирования региональных проектов государственно-частного партнерства, реализуемых через региональные инвестиционные фонды.

Кроме того, к реализации отдельных значимых инвестиционных проектов будут привлечены средства Инвестиционного фонда Российской Федерации, Российской венчурной компании и федеральных целевых программ, применены инструменты льготного кредитования и субсидирования процентной ставки по кредитам.

Методы планирования и прогнозирования социально-экономических процессов МО Улан-Удэ
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, о ...

Инвестиции как фактор экономического роста
инвестиционный экономический рынок Проблемы экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике раз ...