Социально - экономическая политика

социальный экономический регион инвестиционный

Создание обобщенного научно обоснованного системного подхода к формированию социально-экономической политики регионального развития, в рамках которого, с одной стороны, были бы применимы теоретические приемы взаимодействия различных направлений современных общественных наук, и, с другой - учтены практически значимые механизмы их реализации, имеет еще одно актуальное основание. Оно заключается в соединении в рамках единой стратегии регионального развития таких концептуальных элементов, как инфраструктурный, экономический и социальный, что, однако, предполагает формирование и развитие на региональном и национальном уровнях соответствующего инструментария.

При этом разработка инфраструктурной, экономической и социальной составляющих социально-экономической политики, с одной стороны, должна рассматривать в качестве целевых ориентиров отдельные критериальные значения частных показателей качества жизни населения региона, а с другой - опираться на накопленный опыт целевого планирования и администрирования, являющийся уникальной стержневой компетенцией российского государственного управления.

Одной из главных экономических, социальных и политических проблем регионов является глубокая дифференциация уровня социально-экономического развития. Это обусловлено отсутствием стратегии размещения производительных сил и четко поставленной политики государства в отношении выравнивания уровня социально-экономического развития внутри региона. Причиной ненадлежащего исполнения федеральных программ, является непонимание региональной проблематики. Программа должна учитывать специфические особенности приоритетов региональной экономики, которые основаны на сопоставлении преимуществ того или иного региона с особенностями его исторического и культурного развития.

Федеральная региональная политика нужна при значительном различии в объективных базовых факторах регионального развития (например, плохо развитая инфраструктура), а региональная политика «снизу» приобретает особую актуальность, когда ключевое значение в региональном развитии начинают играть такие факторы, как креативность населения. В России на данном этапе развития более актуальна региональная политика «сверху». Сегодня в нашей стране социально - экономическая политика основывается на стратегии социально - экономического развития регионов, которая разрабатывается на федеральном уровне Министерством регионального развития. На сегодняшний день разработаны стратегии по каждому из федеральных округов до 2025 года. В стратегиях каждого из округов подробно представлены конкурентные преимущества, вызовы и угрозы, цели и механизмы реализации стратегий.

Обобщая рассмотренные мной стратегии, хотелось бы выделить основные направления социально - экономической политики Российской Федерации.

Очевидно, необходимо формирование системы таких документов стратегического планирования, как федеральные отраслевые стратегии развития, стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, документы территориального планирования всех уровней, а также стратегические программы крупных компаний.

Такие стратегические ориентиры развития любого из регионов должны опираться на реализацию комплекса мер государственной поддержки, включая создание системы специальных преференций и стимулов, обеспечивающих благоприятные условия для ускоренного развития экономики и социальной сферы, закрепления и притока трудоспособного населения.

В этой связи требуется формирование нормативной правовой базы, определяющей особые условия ценовой, тарифной, таможенной, налоговой (в том числе путем увеличения региональной части отдельных налогов) и финансово-бюджетной политики, которая обеспечивает экономический рост, конкурентоспособность продукции, товаров и услуг в соответствии с экономической специализацией, снижение барьеров для экономической и социальной интеграции территории с остальными регионами России. Для эффективной реализации Стратегии-2020 необходимо единство действий всех уровней и ветвей власти - федеральной, региональной и местной, исполнительной и законодательной. Необходимо, чтобы и на муниципальном уровне и далее реализовывался тот же курс, который осуществляется на федеральном и окружном уровне, чтобы Нижневартовская городская Дума вместе с Главой города и окружными органами власти реализовывали курс Д.А. Медведева и В.В. Путина, курс модернизации.

Перейти на страницу: 1 2

Издержки предприятия
Любое предприятие, прежде чем начать производство должно четко представлять на какую прибыль оно может рассчитывать. Для этого оно изучает спрос, определяет, по какой цене будет продавать продукц ...

Материально-техническая база предприятия
В настоящее время значительно изменяется во всем мире отношение к главной производительной силе общества - человеку. Роль человека в процессе экономического развития постоянно растет. Это в полно ...