Социально - экономическая политика

социальный экономический регион инвестиционный

Создание обобщенного научно обоснованного системного подхода к формированию социально-экономической политики регионального развития, в рамках которого, с одной стороны, были бы применимы теоретические приемы взаимодействия различных направлений современных общественных наук, и, с другой - учтены практически значимые механизмы их реализации, имеет еще одно актуальное основание. Оно заключается в соединении в рамках единой стратегии регионального развития таких концептуальных элементов, как инфраструктурный, экономический и социальный, что, однако, предполагает формирование и развитие на региональном и национальном уровнях соответствующего инструментария.

При этом разработка инфраструктурной, экономической и социальной составляющих социально-экономической политики, с одной стороны, должна рассматривать в качестве целевых ориентиров отдельные критериальные значения частных показателей качества жизни населения региона, а с другой - опираться на накопленный опыт целевого планирования и администрирования, являющийся уникальной стержневой компетенцией российского государственного управления.

Одной из главных экономических, социальных и политических проблем регионов является глубокая дифференциация уровня социально-экономического развития. Это обусловлено отсутствием стратегии размещения производительных сил и четко поставленной политики государства в отношении выравнивания уровня социально-экономического развития внутри региона. Причиной ненадлежащего исполнения федеральных программ, является непонимание региональной проблематики. Программа должна учитывать специфические особенности приоритетов региональной экономики, которые основаны на сопоставлении преимуществ того или иного региона с особенностями его исторического и культурного развития.

Федеральная региональная политика нужна при значительном различии в объективных базовых факторах регионального развития (например, плохо развитая инфраструктура), а региональная политика «снизу» приобретает особую актуальность, когда ключевое значение в региональном развитии начинают играть такие факторы, как креативность населения. В России на данном этапе развития более актуальна региональная политика «сверху». Сегодня в нашей стране социально - экономическая политика основывается на стратегии социально - экономического развития регионов, которая разрабатывается на федеральном уровне Министерством регионального развития. На сегодняшний день разработаны стратегии по каждому из федеральных округов до 2025 года. В стратегиях каждого из округов подробно представлены конкурентные преимущества, вызовы и угрозы, цели и механизмы реализации стратегий.

Обобщая рассмотренные мной стратегии, хотелось бы выделить основные направления социально - экономической политики Российской Федерации.

Очевидно, необходимо формирование системы таких документов стратегического планирования, как федеральные отраслевые стратегии развития, стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, документы территориального планирования всех уровней, а также стратегические программы крупных компаний.

Такие стратегические ориентиры развития любого из регионов должны опираться на реализацию комплекса мер государственной поддержки, включая создание системы специальных преференций и стимулов, обеспечивающих благоприятные условия для ускоренного развития экономики и социальной сферы, закрепления и притока трудоспособного населения.

В этой связи требуется формирование нормативной правовой базы, определяющей особые условия ценовой, тарифной, таможенной, налоговой (в том числе путем увеличения региональной части отдельных налогов) и финансово-бюджетной политики, которая обеспечивает экономический рост, конкурентоспособность продукции, товаров и услуг в соответствии с экономической специализацией, снижение барьеров для экономической и социальной интеграции территории с остальными регионами России. Для эффективной реализации Стратегии-2020 необходимо единство действий всех уровней и ветвей власти - федеральной, региональной и местной, исполнительной и законодательной. Необходимо, чтобы и на муниципальном уровне и далее реализовывался тот же курс, который осуществляется на федеральном и окружном уровне, чтобы Нижневартовская городская Дума вместе с Главой города и окружными органами власти реализовывали курс Д.А. Медведева и В.В. Путина, курс модернизации.

Перейти на страницу: 1 2

Доходы и издержки предприятия
Анализ зарубежной и отечественной практики хозяйствования показывает, что в условиях нестабильности рыночной конъюктуры, обусловленной динамизмом внешней среды, в которой работают предприятия, ме ...

Диверсификация производства в Республике Беларусь
В данной работе рассмотрена одна из стратегических альтернатив перспективного планирования - диверсификация. Эта проблема долгое время не находила отражения ни в отечественной экономической литер ...