Понятие и сущность планирования и прогнозирования

Прогнозы природных ресурсов, их освоения и экологические прогнозы разрабатываются для определения перспективного природно-ресурсного потенциала. Они содержат также информацию о состоянии окружающей среды и комплекс мероприятий по предотвращению или максимальному смягчению негативного влияния хозяйственной деятельности на окружающую природную среду.

Социальные прогнозы характеризуют уровень социального развития, решение проблем свободного времени, направления совершенствования образа жизни, задач удовлетворения потребностей людей.

Экономические прогнозы определяют динамику развития экономики, структурные сдвиги, внешнеэкономические связи, территориальные сдвиги в размещении производительных сил, воспроизводство основных фондов и необходимые для этого инвестиции.

На основе частных прогнозов, характеризующих различные стороны процесса воспроизводства, разрабатываются комплексные прогнозы экономического и социального развития страны, регионов, муниципальных образований.

Логика разработки комплексных прогнозов социально-экономического развития включает в себя:

. Оценку тенденций социально-экономического развития, факторов экономического роста;

2. Определение возможных альтернатив развития в перспективе и проблем, которые могут возникнуть при том или ином варианте развития;

. Основные направления структурной, научно-технической, социальной и региональной политики;

. Институциональные изменения в экономике;

. Формирование механизма регулирования экономического и социального развития;

. Оценку ресурсного обеспечения.

Прогнозы социально-экономического развития содержат следующие материалы и документы:

) итоги социально-экономического развития за прошедший период и оценку предполагаемых итогов в прогнозируемом периоде;

) направления социально-экономического развития на прогнозируемый период с выделением приоритетов;

) основные показатели прогноза;

) аналитическую записку к основным разделам прогноза, характеризующим состояние финансов, уровень цен, материальное производство, товарные и потребительские рынки, социальное развитие и уровень жизни населения, инновационную сферу, инвестиционную деятельность, внешнеэкономическую деятельность, природоохранную деятельность и природопользование.

Отметим особенности прогноза и плана:

прогноз исходит из диалектического понимания событий, когда необходимость находится среди случайностей; план же включает решение, волю и ответственность лиц, его принявших, с целью преобразования действительности;

для прогноза характерно вероятностное наступление события; план рассматривает это событие как цель деятельности;

для прогноза характерны альтернативные пути и сроки достижения события; для плана характерно решение относительно системы мер, предусматривающих последовательность, порядок и сроки достижения нужного события.

Например, для обоснования плана социально-экономического развития муниципального образования используются, как правило, такие способы как анализ, прогнозирование и текущее планирование.

Оценивается также воздействие на социально-экономическое развитие муниципального образования реформ, осуществляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Анализ показателей для каждой сферы муниципальной деятельности осуществляют соответствующие отраслевые подразделения местных администрации.

На этой основе экономическая служба администрации проводит сводный анализ социально-экономического положения территории. Его качество в значительной мере предопределяет обоснованность прогнозов и планов социально-экономического развития муниципального образования.

Основными исходными данными для анализа социально-экономического положения муниципального образования являются данные, получаемые от органов государственной статистики и других органов государственной власти. На безвозмездной основе осуществляется обмен информацией между органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов РФ, налоговыми органами, территориальными органами Федерального казначейства.

Органы местного самоуправления могут также получать отдельные интересующие их данные непосредственно от хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования. Кроме того, при анализе и оценке социально-экономической ситуации в муниципальном образовании должны учитываться мнение населения (в частности, через анализ жалоб и обращений граждан), оценки общественных объединений граждан, средств массовой информации и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 3

Методы управления региональным развитием РФ
В силу экономических преобразований России, процессы регионализации экономики приобрели новое значение и сегодня особенно актуальны. Указанные процессы послужили определенным толчком к возрастани ...

Законы развития экономических систем
Данная тема актуальна, так как экономическое развитие пореформенной России отличалось сложностью и противоречивостью. Ведущим процессом в экономике и социальных отношениях являлось развитие капит ...