Воздействие на размещение ресурсов. Государственная политика регулирования цен

государство макроэкономический антимонопольный законодательство

Объектом непосредственного воздействия государства является не только макроэкономика, но и микроэкономика. Безусловным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях (таких как влияние внешних эффектов, несовершенство конкуренции и т.д.), возникает проблема несправедливого распределения ресурсов, и становится необходимым вмешательство государства для решения этой проблемы.

В каждом конкретном случае возникновения подобной проблемы используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.

Государство взяло на себя задачу сгладить неравенство путем политических мер и программ. Все эти программы осуществляют передачу доходов правительства тем домохозяйствам, которые в противном случае получали бы незначительный доход или вовсе его не имели. Государство изменяет также распределение доходов путем рыночного вмешательства, то есть путем модификации цен, устанавливаемых рыночными силами.

Общеизвестно, что цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Цены по праву называют критической точкой экономической и социально-политической жизни, в которой сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, которые могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного регулирования.

Классическая теории экономики рассматривала свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания равновесия между спросом и предложением. Однако, эта теория оказалась несостоятельной. К настоящему моменту, во всех развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы, предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания.

Государственные мероприятия по регулированию цен бывают трех типов: законодательного, административного и судебного. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право. Мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк.

Наблюдение за ценами является первостепенной формой государственной активности в этой области. Наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные акции в этой области. Такими наблюдениями занимаются центральные статистические управления.

Главная цель наблюдения за ценами - измерение роста стоимости жизни и определение индекса номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для определения динамики влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег.

Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары.

Очень эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.

Нередко государство устанавливает фиксированные цены на ресурсы и сырье. Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышают уровень национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности объектов государственной собственности. Фиксация цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе - эффективное средство административного хозяйственного регулирования. Используется чаще всего в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности. Нередко контроль над ценами на некоторые виды товаров осуществляется национальными органами.

Методика анализа использования топлива
На современном этапе развития в Республике Беларусь в процессе хозяйственной деятельности ресурсы предприятия занимают одно из центральных мест, поэтому вопрос ресурсосбережения и определения оптимал ...

Международные информационные услуги. Цены в международных сделках
Определенные товары (телевизоры, холодильники, ковровые изделия и другие технически сложные товары) импортируются в количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб производите ...