Роль малых предприятий в экономике России
Для определения роли малого бизнеса в экономике России важно реально оценить потенциальные и фактические возможности максимального проявления его сути. К ним относятся:
· Быстрая реакция на изменение рыночной конъюнктуры. Это придает экономике необходимую гибкость (в современных условиях это свойство особенно важно ввиду быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, возрастания номенклатуры производимых товаров и услуг);
· Мобилизация довольно значительных финансовых и производственных ресурсов населения (в том числе трудовых и сырьевых);
· Активное участие в различных достижениях научно-технического прогресса и быстрое внедрении его результатов в производство (поиск и разработка новых идей, создание и освоение новых технологий);
· Вклад в смягчение социальной напряженности и решение проблем занятости населения;
· Мобилизация личного фактора;
· Удовлетворение определенного круга потребностей людей;
· Развитие рыночной конкуренции.
Кроме этого, предприятия малого бизнеса включаются в систему крупного производства для обслуживания крупных предприятий. Их отношения строятся не на жестком подчинении, а на партнерстве и взаимной выгоде. Довольно характерно, что во многих сферах хозяйственной деятельности малый бизнес становится все более необходимым дополнением к крупному, в особенности там, где нецелесообразно массовое производство.
Крупные предприятия нередко отказываются от заказов на мелкие серии, предоставляя их производство небольшим предприятиям, которые закрепляются в узкоспециализированных секторах производства, становясь поставщиками различных деталей, узлов, полуфабрикатов, продуктов отдельных стадий технологического процесса для крупных компаний. Благодаря этому крупные предприятия получают возможность расширить свое производство за счет увеличения мощностей, не теряя времени на «мелкие дела». Одновременно с этим крупные заводы начинают освобождаться от ремонтных цехов, передавая их функции мелким узкоспециализированным предприятиям.
Однако важно отметить, что малый бизнес не ограничивается только лишь вспомогательной ролью по отношению к крупному производству. Многие малые предприятия ориентированы непосредственно на рынок, производят конечную продукцию, как правило, потребительского характера. Эта функция малого бизнеса имеет особенно важное значение для региональной экономики, поскольку малые предприятия ближе, нежели крупные, расположены к местным рынкам, умеют быстро приспосабливаться к специфической клиентуре, ее запросам. Постоянный рост потребностей населения, их возрастающая дифференциация и индивидуализация диктуют быструю смену ассортимента, оперативное освоение новых видов продукции, пользующейся повышенным спросом, развитие производства мелкими партиями и по индивидуальным заказам. Всем этим требованиям предприятия малого бизнеса способны соответствовать в большей степени, чем крупные, причем с гораздо меньшими издержками. Не меньшее значение имеет также возможность использовать на мелких предприятиях местное сырье и небольшие местные источники энергии, а также отходы крупного производства, которые не могут быть утилизированы крупными предприятиями.
Последнее обстоятельство не только повышает эффективность производства в результате практически безотходного использования сырья, но и создает благоприятные условия для уменьшения загрязнения окружающей среды, что немаловажно в условиях существующей сложной экологической ситуации.
Очень важна роль малых предприятий в решении проблемы занятости населения, т.к. они имеют возможность использования таких резервов рабочей силы, которые неприменимы на крупных предприятиях ввиду их особенностей технологии и режима производства. Речь идет в первую очередь об учащихся, домохозяйках, пенсионерах и других лицах с ограниченной трудоспособностью. В настоящее время во всех странах, испытывающих дефицит трудовых ресурсов, стимулируется включение таких категорий населения в общественное производство, в первую очередь на мелких предприятиях сферы торговли и обслуживания.
Мероприятия по повышению эффективности управления оборотным капиталом в ООО Строительный мир
В
последнее время в нашей стране уделялось мало внимания проблеме управления
оборотным капиталом на российском рынке, что позволяло получать большую по
западным стандартам прибыль за счет факторо ...
Инвестиционная политика опыт реализации в странах с рыночным механизмом хозяйствования
Наше
общество осуществляет исключительно трудный, во многом противоречивый, но
исторически неизбежный необходимый процесс перехода к рыночной экономике. В
этих условиях разрушаются привычные ...