Экономическая характеристика деятельности малого бизнеса
Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности малых предприятий независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие.
В России малое предпринимательство получило развитие после принятия в 1991 г. Закона о собственности, которые предоставил предпринимателям право на создание малых предприятий, основанных на различных формах собственности и осуществляющих любые виды деятельности, не запрещенные законодательством.
В соответствии с Федеральным Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 12 мая 1995 г. к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
· В промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;
· В сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60;
· Оптовой торговле - 50;
· В розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30;
· В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Содержание учредительных документов малых предприятий выявило ряд их особенностей. В 80-90 случаях из 100 имеет место создание малого предприятия, основанного на частной или смешанной (частной и государственной) форме собственности.
В начале 1990 г. малые предприятия образовывались чаще отделением от государственных предприятий-учредителей. В 1991 г. малые предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности.
Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.
В ряде случаев местные власти выступают учредителями малых предприятий (иногда совместно с другими предприятиями). Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.
В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации народного хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:
· Выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;
· Выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
· Создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.
Таким образом, малые предприятия можно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений, во-вторых, на акционерных началах. Последний путь в современных условиях перехода крынку и создания рыночной инфраструктуры является оптимальным.
Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.
Развитие любой формы предпринимательства зависит в основном от двух условий:
1. внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах;
2. способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей.
Малые инновационные предприятия
Инновационная деятельность может и должна присутствовать в любой
сфере бизнеса: торговле, производстве, рекламе. Это работа, направленная на
поиск и реализацию новых идей, которые могут принес ...
Изучение методов и расчёт себестоимости железнодорожных перевозок в условиях, отличных от среднедорожных
Появление в условиях реформирования
железнодорожного транспорта обособленных субъектов управления с разными формами
собственности требует более детальных расчетов себестоимости перевозок
отдельны ...