Сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и зарубежных стран

Российская Федерация унаследовала от советской командно-административной системы управления множество предприятий-гигантов или даже целые отрасли, которые с переходом к рыночной экономике были преобразованы в естественные монополии: в их числе железнодорожный транспорт, нефти и газо-добывающие предприятия, телеграфное, телефонное и почтовое сообщения, электроэнергетика [26, c.102].

В Российской Федерации система регулирования монополий только формируется и предусматривает лишь комплексное воздействие на объемы производства, процессы ценообразования и качество продукции в заранее определенной области, либо функциональное воздействие на отдельные стороны хозяйственной деятельности.

Совокупность нормативных актов Российской Федерации, направленной на защиту конкуренции, выглядит следующим образом.

Первоначально основными элементами этой системы были Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. № 948 (с изменениями от 26.07.2006 года) и Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (с изменениями от 02.02.2006 года). Затем второй из перечисленных законов был отменен полностью в связи с принятием закона от 26.07.2006 г. (с изм. от 30.12.2012 г.) № 135-ФЗ "О защите конкуренции" [26, c.103].

Данный закон был направлен на снижение степени монополизации рынка. Он запретил соглашения между конкурирующими фирмами, занимающими в совокупности доминирующее положение на рынке, если их результатом может быть существенное ограничение конкуренции. В том числе, запрещаются соглашения и согласованные действия, направленные на установление и поддержание цен, раздел рынков сбыта, ограничение доступа на рынок других фирм, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями. Признаются также недействительными соглашения фирм, доминирующих на рынке, со своими поставщиками, если эти соглашения ведут к существенному ограничению конкуренции. Закон предоставил право Антимонопольному комитету Российской Федерации принимать решения о принудительном разделении предприятий, входящих в состав предпринимательских монополий.

Российское антимонопольное законодательство не является чем-то концептуально единым. Есть ряд не вполне связанных сюжетов, основанных на различных теоретических посылках. Основные сюжеты представлены на рисунке 2.5:

Рисунок 2.5 - Теоретические посылки Российского антимонопольного законодательства [26, c.103]

Антимонопольное законодательство России разрабатывалось по аналогии с антимонопольным законодательством США, между тем экономические реалии двух этих стран различаются в достаточно сильной степени. У систем антимонопольного законодательства России и США существуют и отличия, и эти отличия - не в пользу РФ. Так, законодательство РФ, в отличие от США, провоцирует излишнюю активность антимонопольного органа.

Таблица 2.4

Различия между антимонопольным законодательством России и США [26, c.104]

Антимонопольное законодательство РФ

Антимонопольное законодательство США

законодательные акты РФ направлены на разукрупнение уже сложившихся предпринимательских монополий

законодательные акты США - на предотвращение чрезмерной концентрации предприятий

российское законодательство выражает интересы монополий-наследников административно-командной системы, поскольку не допускает образование новых монополий.

американское законодательство выражало, в основном, интересы государства, раздраженного ростом влияния крупного бизнеса.

Модели регулирования, применяемые за рубежом, имеют целью предотвратить злоупотребление естественными монополиями своим доминирующим положением. Наиболее реализуемыми моделями регулирования являются конкуренция за монопольный рынок, регулирование нормы прибыли и верхнего предела тарифа.

Регулирование конкурентных отношений в США считается в настоящее время одним из самых комплексных, жестких и эффективных в мире. К нечеткости законодательных норм, которое усиливает сходство систем прямого антимонопольного регулирования РФ и США относится приводимые в законодательстве РФ формы недобросовестной конкуренции, такие как введение потребителей в заблуждение, некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов, незаконное использование интеллектуальной собственности и т.д. Но все эти формы недобросовестной конкуренции не являются предметом антимонопольного законодательства и должны быть запрещены совершенно другими законами.

Перейти на страницу: 1 2 3

Методы управления региональным развитием РФ
В силу экономических преобразований России, процессы регионализации экономики приобрели новое значение и сегодня особенно актуальны. Указанные процессы послужили определенным толчком к возрастани ...

Значение совокупного спроса в рамках Республики Беларусь
Экономическая мысль еще не создала такого универсального метода исследования, который бы раскрывал содержание экономических процессов в рамках одной теории. Макроэкономический анализ рыночной эк ...