Сущность понятия «естественная монополия»

Естественные монополии представляют собой разновидность чистой монополии, при которой единственный продавец товара (услуги) персонифицирует целую отрасль ввиду отсутствия товаров - субститутов, других производителей и сложности вхождения на рынок.

Для естественного монополиста понятие «отрасль» и «фирма» идентичны, что объясняется совокупностью объективных причин экономического, технико-технологического и юридического характера.

В такой отрасли наиболее эффективный масштаб производства товара близок к тому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. Одна фирма целиком может обеспечивать весь спрос, предъявляемый на ее товар (услугу).

Естественная монополия существует в двух видах:

. она может быть естественной по происхождению, когда на рынке в результате нормальной конкурентной борьбы естественным образом выжила лишь одна фирма;

. она может быть исторически обусловленной, то есть происходить от абсолютной государственной собственности на какой-либо ресурс. Примером первого является известная южно-африканская компания Де Бирс, сосредоточившая более 90% обработки и продажи натуральных алмазов.

Примером второго являются РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», ОАО «РЖД». Правда, естественная монополия этих гигантов также связана с естественными причинами - сетевым характером доставки блага и положительным эффектом масштаба.

В основе устойчивости естественной монополии лежит экономия, обусловленная размером производства (положительная отдача от масштабов). Для этого должны соблюдаться два условия: а) концентрация производства в пределах одной фирмы приводит к снижению издержек производства единицы продукции (средних издержек), б) объем производства фирмы, при котором достигается минимум средних издержек, превышают общую емкость рынка или близок к ней. Примерами естественных монополий являются коммунальные службы, например, водопровод. Появление конкурирующий службы водоснабжения в каком-либо районе или деление существующей водопроводной компании на ряд независимых подразделений означало бы существенное увеличение затрат как на эксплуатацию, так и на управление и привело бы к снижению общей прибыли.

Естественная монополия, как правило, требует гораздо больших усилий для завладения рынком, нежели для его удержания.

Главное отличие естественной монополии от обычной заключается в том, что на протяжении всей кривой спроса кривые предельных и средних издержек долгосрочного периода имеют отрицательный наклон. Определение оптимальных объемов производства естественной монополии представлено на рисунке 1.

Рис. 1

Из графика видно, что максимум прибыли естественная монополия достигает при объеме производства и цене .

При этом сама прибыль составит площадь прямоугольника , или . Чистые потери общества равны площади фигуры . Так как цена естественной монополии существенно выше предельных издержек, а объем производства значительно ниже, чем в условиях совершенной конкуренции , эти потери представляют внушительную величину.

Инвестиционный потенциал регионов Казахстана, особенности формирования
Актуальным исследованием является анализ инвестиционной политики государства в условиях развивающейся экономики, где инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования социального ...

Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия
Инвестиционная привлекательность предприятия для инвесторов определяется уровнем дохода, который инвестор может получить на вложенные средства. Уровень дохода обусловлен уровнем рисков невозврата ...