Эволюция понятия естественной монополии в экономической теории

Представители институционального направления в экономической теории определяют понятие естественной монополии с точки зрения контрактов и трансакционных издержек. Для институционализма важен не собственно нормативный подход к сущности понятия, а динамика трансформации соответствующего сектора экономики. Как правило, в естественно монопольную среду предлагается внедрять элементы контролируемых конкурентных отношений. Опыт ряда стран мира, осуществлявших реформирование естественных монополий, свидетельствует о снижении привлекательности новых структур для пользователей именно в силу того, что в результате сопровождавшего вертикальную дезинтеграцию крупных компаний дробления монополии на отдельные хозяйствующие субъекты увеличивались трансакционные издержки, и повышалась стоимость оказываемых услуг.

В последние годы в научной и деловой литературе прочно укоренилось понятие инфраструктурной отрасли как синонима естественной монополии. Проблемы реструктуризации и реформирования естественных монополий действительно связаны именно с их инфраструктурной составляющей. В институциональной структуре большинства естественных монополий можно вычленить несколько принципиально отличающихся по своей природе элементов. Во-первых, это собственно материальные транспортные сети, по которым продукт поставляется потребителю (рельсы, трубы, линии электропередачи и т.п.). Во-вторых, операции или иная специфическая деятельность по эксплуатации этих сетей (системные операторы, диспетчеризация и пр.). В-третьих, рынки, на которых происходит согласование спроса и предложения по услугам инфраструктурной сети (например, федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности - ФОРЕМ, подконтрольный РАО «ЕЭС» России). В-четвертых, собственно производство товаров и услуг предприятиями, входящими в состав естественной монополии. Как можно увидеть, три из четырех названных элементов выступают непосредственной частью производственной инфраструктуры.

В инфраструктурных отраслях принято выделять две вертикально объединенные стадии: создание продукта и сетевое обслуживание. Традиционно они рассматривались как носители фундаментального свойства естественной монополии, когда функции издержек таковы, что при всех существующих уровнях спроса производство одной фирмой обходится дешевле, чем конкуренция между двумя или более фирмами. В последнее время под влиянием технических и технологических новшеств, позволяющих создавать независимые предприятия, действующие на конкурентной основе, подобные представления применительно к стадии производства стали «размываться». При этом сетевая стадия, как правило, продолжает оставаться монопольной, а значит, появляется возможность поддержания «своего» производителя и дискриминации остальных. В таком случае теряется выгода от конкуренции на стадии производства, а прибыль на монопольной сетевой стадии будет увеличиваться за счет общества.

Главная экономическая и управленческая проблема дезинтеграции естественных монополий - риск потери эффекта системности. Большинство мер по реформированию инфраструктурных отраслей предусматривает создание возможностей для реального выделения сфер потенциальной конкуренции и развития государственно-частного партнерства. Допуск частного капитала в естественно монопольную сферу, может осуществляться на основе передачи от государств частному инвестору либо прав собственности (прямая приватизация), либо функций по управлению инфраструктурными отраслями (косвенная приватизация).

Перейти на страницу: 1 2 

Механизм управления инвестиционно-строительными проектами с участием иностранного капитала (на примере китайских компаний в России)
Наметившийся в России устойчивый экономический рост, повышение уровня жизни населения, активное обновление законодательства и одновременно возникновение критической массы проблем в сфере промышлен ...

Значение совокупного спроса в рамках Республики Беларусь
Экономическая мысль еще не создала такого универсального метода исследования, который бы раскрывал содержание экономических процессов в рамках одной теории. Макроэкономический анализ рыночной эк ...