Влияние изменения объема перевозок на эксплуатационные расходы и себестоимость (с примером расчета по варианту)

На величину себестоимости перевозок влияют многие факторы: объем перевозок, структура по видам перевозок, видам тяги и родам грузов; техническое оснащение, методы эксплуатации, величины качественных показателей использования подвижного состава, направление перевозки - груженное или порожнее, природные, климатические условия и многие другие. Степень влияния этих факторов различна. Но основными показателями, влияющими на себестоимость являются объем перевозок и расходы.

Деление расходов по связи их с объемом перевозок на две группы - зависящие от объема перевозок (переменные) и условно-постоянные - имеет исключительно важное значение, но оно условно. Структура этих групп расходов и характер зависимости различаются по видам анализа, а также от вида перевозок, вида тяги и сообщения.

В курсовой работе расчеты выполняются для варианта анализа - при изменении объема перевозок, происходящем в пределах запаса пропускной способности, неизменных качественных показателях и расходных нормах. Эксплуатационные расходы Е - изменяются прямо замедленно: расходы, зависящие от размеров перевозок - Езав изменяются прямо пропорционально изменению объема перевозок, а условно-постоянные расходы - Еуп остаются постоянными:

Езав = a * x; Еуп = В; Е = a * x + В.

Себестоимость перевозок в этих условиях изменяется обратно-замедленно изменению объема перевозок: часть себестоимости перевозок, состоящая из зависящих расходов - Сзав, остается постоянной, а часть себестоимости, состоящая из условно-постоянных расходов - Суп, изменяется обратно-пропорционально объему перевозок.

Поэтому в зависимости от удельного веса зависящих и условно-постоянных расходов в общей их сумме степень изменения себестоимости перевозок будет различной. При одинаковом проценте изменения объема перевозок процент изменения себестоимости перевозок будет выше для условий, где более высок удельный вес условно-постоянных расходов. А расходы, наоборот, изменяются в большей степени там, где выше их удельный вес.

В курсовой работе расчеты выполняются для варианта анализа - при изменении объема перевозок, происходящем в пределах запаса пропускной способности, неизменных качественных показателях и расходных нормах.

Plн = 85*109 ткм брутто. В моем варианте грузооборот увеличился на 3%.

% Езав-42%. Стар = 547,618 коп/10 ткм брутто. Требуется найти изменение себестоимости.

Расчет изменения себестоимости через показатель себестоимость:

Pl’ = Pl* (100 + ΔPl) /100 = 85* (100 +3) /100 = 87,55 млрд. т-км

Сзав = 547,618 *0,42 = 229,999 коп/10 ткм бр.

Су. п. = 547,618 - 229,999 = 317,619 коп/10 ткм бр.

С’ = C’у. п. + Сзав =317,619 / (1+0,03) + 229,999 = 538,367 коп/10 т-км

DС= 547,618 - 538,367 = 9,25 коп/10 т-км

DС= (9,25*100) / 547,618 = 1,69%

Расчет изменения себестоимости через показатель затраты:

Е = С*Pl = (547,618 *85*109) /1000 = 46,55 млрд. руб.

Езав = 46,55 *109*0,42 = 19,55 млрд. руб.;

Еу. п. = 46,55 - 19,55 = 27 млрд. руб.

Е’зав = 19,55* (1+0,03) = 20,14 млрд. руб

E’ = 27 + 20,14 = 47,14 млрд. руб

C’= ( (47,14 *109*1000) /85*109) /1,03 = 538,367 коп/10 т-км

DС= 547,618 - 538,367 = 9,25 коп/10 ткм брутто

% DС = (9,25*100) / 547,618 = 1,69%

При увеличении грузооборота на 3% себестоимость перевозок уменьшится на 9,25 коп/10 ткм брутто или на 1,69%.

рис. 1

Модели поведения фирм институциональная, предпринимательская, контрактная
Фирма представляет собой сложное экономическое образование, особый институт современной экономической системы. Подобно тому, как сама фирма прошла длительный этап формирования внутренних организац ...

Инвестиционный потенциал регионов Казахстана, особенности формирования
Актуальным исследованием является анализ инвестиционной политики государства в условиях развивающейся экономики, где инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования социального ...