Влияние изменения объема перевозок на эксплуатационные расходы и себестоимость (с примером расчета по варианту)

На величину себестоимости перевозок влияют многие факторы: объем перевозок, структура по видам перевозок, видам тяги и родам грузов; техническое оснащение, методы эксплуатации, величины качественных показателей использования подвижного состава, направление перевозки - груженное или порожнее, природные, климатические условия и многие другие. Степень влияния этих факторов различна. Но основными показателями, влияющими на себестоимость являются объем перевозок и расходы.

Деление расходов по связи их с объемом перевозок на две группы - зависящие от объема перевозок (переменные) и условно-постоянные - имеет исключительно важное значение, но оно условно. Структура этих групп расходов и характер зависимости различаются по видам анализа, а также от вида перевозок, вида тяги и сообщения.

В курсовой работе расчеты выполняются для варианта анализа - при изменении объема перевозок, происходящем в пределах запаса пропускной способности, неизменных качественных показателях и расходных нормах. Эксплуатационные расходы Е - изменяются прямо замедленно: расходы, зависящие от размеров перевозок - Езав изменяются прямо пропорционально изменению объема перевозок, а условно-постоянные расходы - Еуп остаются постоянными:

Езав = a * x; Еуп = В; Е = a * x + В.

Себестоимость перевозок в этих условиях изменяется обратно-замедленно изменению объема перевозок: часть себестоимости перевозок, состоящая из зависящих расходов - Сзав, остается постоянной, а часть себестоимости, состоящая из условно-постоянных расходов - Суп, изменяется обратно-пропорционально объему перевозок.

Поэтому в зависимости от удельного веса зависящих и условно-постоянных расходов в общей их сумме степень изменения себестоимости перевозок будет различной. При одинаковом проценте изменения объема перевозок процент изменения себестоимости перевозок будет выше для условий, где более высок удельный вес условно-постоянных расходов. А расходы, наоборот, изменяются в большей степени там, где выше их удельный вес.

В курсовой работе расчеты выполняются для варианта анализа - при изменении объема перевозок, происходящем в пределах запаса пропускной способности, неизменных качественных показателях и расходных нормах.

Plн = 85*109 ткм брутто. В моем варианте грузооборот увеличился на 3%.

% Езав-42%. Стар = 547,618 коп/10 ткм брутто. Требуется найти изменение себестоимости.

Расчет изменения себестоимости через показатель себестоимость:

Pl’ = Pl* (100 + ΔPl) /100 = 85* (100 +3) /100 = 87,55 млрд. т-км

Сзав = 547,618 *0,42 = 229,999 коп/10 ткм бр.

Су. п. = 547,618 - 229,999 = 317,619 коп/10 ткм бр.

С’ = C’у. п. + Сзав =317,619 / (1+0,03) + 229,999 = 538,367 коп/10 т-км

DС= 547,618 - 538,367 = 9,25 коп/10 т-км

DС= (9,25*100) / 547,618 = 1,69%

Расчет изменения себестоимости через показатель затраты:

Е = С*Pl = (547,618 *85*109) /1000 = 46,55 млрд. руб.

Езав = 46,55 *109*0,42 = 19,55 млрд. руб.;

Еу. п. = 46,55 - 19,55 = 27 млрд. руб.

Е’зав = 19,55* (1+0,03) = 20,14 млрд. руб

E’ = 27 + 20,14 = 47,14 млрд. руб

C’= ( (47,14 *109*1000) /85*109) /1,03 = 538,367 коп/10 т-км

DС= 547,618 - 538,367 = 9,25 коп/10 ткм брутто

% DС = (9,25*100) / 547,618 = 1,69%

При увеличении грузооборота на 3% себестоимость перевозок уменьшится на 9,25 коп/10 ткм брутто или на 1,69%.

рис. 1

Методы и инструменты государственного регулирования
Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в админи ...

Динамика занятости и безработицы в России
Пожалуй, безработица-это одно из тех редких экономических понятий, которое очень близко каждому человеку. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезну ...