Поведение фирмы в условиях монополии

Рынок относится к чистой (абсолютной) монополии, если на нем функционирует единственный производитель, который полностью контролирует объем предложения, очень сильно влияет на конкуренцию. Сила монополиста тем больше, чем выше входящие барьеры в отрасли и чем меньше товаров-заменителей. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают. Поэтому кривая спроса на продукцию монопольной фирмы аналогична кривой рыночного спроса, т.е. имеет отрицательный наклон. [1, c 225]

Кривая ценообразование рынка монополии показано в рисунке 8.1.

Кривая ценообразование на рынке монополии

Предположим, что продавец действует в условиях монополистической конкуренции. Спрос населения на брюки выражается функцией Qd=110-6P. Рассчитаем объем, цену и прибыль продавца в условиях монополистической конкуренции.

MC=MR

=22-0,1Q=25 шт.=20 сомони

П=TR-TC=-234-484=-718 сомони

На рынке продавцы Кодиров А. Вохобов Н. Баротов Б. Азизов А. занимаются торговлей брюков. Если все продавцы используют все свои возможности для продажи брюк, на рынке будет следующие показатели Кодиро А. 30%, Азизов А. 20%, Вахобов Н. 25%, Баротов Б 25%. Определяем удельный вес данных продавцов на рынке, рассчитаем индекс Хелфиндала Хилшмана.hh = 900+400+625+625 = 2550 > 1800

Исследование монополистического рынка, показывает, что в данный момент рынок на котором действует продавец Кодиров Азиз монополизирован (Ihh= 2550 > 1800)

Заключение

После проведения исследований выявилось, что продавец Кодиров если использует все свои возможности для продажи брюк, то за день продает 15 шт. брюк, но если он использует все свои возможности для продажи комбинезона, то за день продает 10 шт. комбинезона. При сотрудничестве с продавцом Алиевом получает наибольшую выгоду. Выгода от специализации для Кодирова равно 3 и для Алиева равняется 1.

Эластичность брюки по предложению неэластично, когда цена брюки находится в интервале от 80 до 100 сомони. Эластичность спроса в зависимости от изменение цены брюк показывает, что спрос на брюки эластично. Эластичность спроса в зависимости от дохода потребителя показывает, что брюки это товар длительного пользования.

Потребитель максимизирует свою полезность от потребления определенного набора товара в том случае, когда их средневзвешенные полезности равны между собой. От потребления дополнительного штука брюк его полезность увеличивается, но предельная полезность уменьшается и приближается к нулю и даже меньше нуля.

Продавец Кодиров Азиз для того, чтобы продать 15 штук брюк за день тратить 5 единиц капитала и 3 единиц труда. Когда общие издержки продавца равны 200 сомонам и доход равен 1800 сомонам, прибыль продавца за неделю составляет 1600 сомони.

Постоянные издержки продавца для продажи брюк составляют 70 сомони. Переменные издержки продавца изменяются в зависимости от объема продажи брюк. Если объем продажи составляет 1 штук и выручка от продажи составляет 90 сомони, то в это время продавец получает не убытков и не прибыли.

Равновесия продавца в условиях совершенной конкуренции достигается, когда цена брюков и его предельные затраты равны между собой. Когда цена брюков составляет 64 сомони и объем 0 штук, то продавец Кодиров будет находиться в долгосрочном равновесии.

Прибыль продавца за неделю составляло 20 сомони. Для того чтобы увеличит свой прибыль продавец рекламирует свой товар. После рекламирование товара прибыль продавца составляет 294 сомони, т.е. прибыль фирмы, увеличилась. Реклама использовалась эффективно.

На рынке олигополии если продавец действует в модель Курно получает 191 сомони прибыли, но если продавцы объединяются в модель Курно то получает 256 сомони прибыли.

В данный момент рынок на котором действует продавец Кодиров Азиз монополизирован (Ihh= 2550 > 1800).

Механизм социального партнерства и особенности его реализации в современных условиях
Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России: способствуют утверждению общества, в котором бы признавались, соблюдались и защищались права человека в сфере труда, ...

Малый бизнес зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь
Сегодня в мире наблюдается повышенное внимание к проблеме дальнейшего развития малого бизнеса и предпринимательства. В этом нет ничего удивительного: малый бизнес - один из важнейших элементов ры ...