Поведение фирмы в условиях олигополии

Олигополия - это ситуация на рынке, когда небольшое количество крупных фирм производят большее количество продукции отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.

В этой ситуации производители могут вести себя различными способами:

) Не учитывать поведение других производителей, как и при совершенной конкуренции. Это связано с тем, что новые фирмы сталкиваются с большими трудностями вхождения на рынок, т.к. старые фирмы достигают значительной экономии на объемах производства и могут изгонять новых продавцов посредством разорительной войны цен;

) Попытаться предвидеть поведение других производителей, т.е. действие одной фирмы немедленно отражается на положении других;

) Для олигополистического рынка характерно вступление в сговор с другими производителями. При этом образуются каратели-синдикаты (синдикат - создание с бытовой цепочки - производитель - продавец). [1, c 249]

Ценообразование на рынке олигополии покажем в виде графика (Рис. 10.1.)

В рыночной структуре олигополия существует 4 модели: курно, картель, Бертран, Штакельберг.

Кривая ценообразование на рынке олигополии

Функция спроса население на брюки выражается функцией Qd=110-6P. Предположим, что две продавцы занимаются торговлей брюков, которые взаимодействуют по модели Курно. Предельные издержки продавцов равна нулю. Рассчитаем цену и количество брюки по модели Курно и по модели Картель.

Qk=2*(a-c)/3b=18,3-0,16Q=2*(18,3-0)/3*0,16=17 штук

=18,3-0,16*17= 16 сомони

П=191 сомони

В модели Курно количество брюк равняется 17 штук и цена брюк равняется 16 сомонам.

Для того, чтобы максимизировать свой прибыль продавцы объединяются в модели Картель рассчитаем цену и количество брюки, а также прибыль продавца.

MC=MR

=22-0,04Q=12 шт.=18,3-0,16*12=16

П=256

В модели Картеля количество брюк равняется 12 шт. и цена брюков равняется 16 сомонам.

На рынке олигополии если продавец действует в модель Курно получает 191 сомони прибыли, но если продавцы объединяются в модель Курно то получает 256 сомони прбыли.

Мероприятия по повышению эффективности управления оборотным капиталом в ООО Строительный мир
В последнее время в нашей стране уделялось мало внимания проблеме управления оборотным капиталом на российском рынке, что позволяло получать большую по западным стандартам прибыль за счет факторо ...

Инвестиционный потенциал регионов Казахстана, особенности формирования
Актуальным исследованием является анализ инвестиционной политики государства в условиях развивающейся экономики, где инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования социального ...