Ретроспективный анализ

Диверсификация зародилась в эпоху массового производства в конце XIX-начале XX веков. Однако носила, как правило, случайный характер, и «соблазну перейти границы отрасли и заняться новыми видами деятельности поддавались только самые предприимчивые фирмы».

Прежде чем диверсификация приобрела современные черты, она в рамках главной стратегии достижения долгосрочных целей прошла сложный путь развития, изменяясь как в зависимости от внешних обстоятельств, так и внутрипроизводственных факторов. История диверсификации - это история эволюции от манипулирования набором товаров к манипулированию набором стран, которую условно можно разделить на четыре этапа, на каждом из которых происходило становление таких основных элементов, как:

) товарный набор;

) отраслевой набор;

) набор отраслей и сфер деятельности;

) набор стран.

Каждый последующий этап был шагом в достижении целей производства и отличался многообразием структуры, границ и динамики экономической деятельности (табл.1).

Первый этап можно назвать продуктовой или товарной диверсификацией. Для него характерно производство разнообразной продукции из одного и того же сырья на основе использования единой технологии. Расширение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции достигалось путем развития традиционной технологии, улучшения качества и потребительских свойств товаров. Манипулируя набором продуктов, фирмы опирались на объективную основу диверсификации - внутрипроизводственные факторы развития - использование отходов, результатов научных исследований, производственных мощностей. Особенностью этого периода было то, что главная забота предпринимателей состояла в производстве товаров для рынка и создании самих товарных рынков.

Процесс концентрации ресурсов на основных направлениях производственной деятельности способствовал завоеванию позиций на товарных рынках, активизировал мобилизацию дополнительных резервов для накопления капитала. Отрасли были четко разграничены и имели хорошие перспективы роста. Исчерпание положительного эффекта масштаба обусловило новую тенденцию развития диверсификации, а качественно новые условия накопления капитала привели к активному проникновению фирм в другие отрасли и сферы экономической деятельности.

Таблица 1. Эволюция диверсификации

Эпохи исторического развития

Экономические предпосылки

Средства достижения целей производства

Преобладающая форма организации производства

Последствия

Эпоха массового производства (до конца 20-х г.г.)

Концентрация производства и централизация капитала в пределах отрасли

Создание товара для рынка. Снижение издержек производства

Специализация производства («чистые отрасли»)

Создание товарных рынков

Эпоха массового сбыта (до середины 50-х г.г.)

Концентрация производства и децентрализация капитала в пределах отраслей.

Манипулирование набором товаров, используемых в определенной области

Горизонтальная диверсификация. Продуктовая (товарная) диверсификация.

Преодоление границ товарных рынков

Манипулирование набором отраслей (производство технологически взаимосвязанной продукции)

Вертикальная интеграция. Отраслевая диверсификация (набор отраслей)

Отраслевые рынки. Межотраслевые рынки

Постиндустриальное общество

Перенакопление капитала в пределах отраслей. Структурная конкуренция

Перелив капиталов в другие отрасли и сферы деят-ти. Манипулирование набором отраслей и сфер деят-ти

Многоотраслевая диверсификация (набор отраслей и сфер деятельности)

Преодоление границ отраслевых рынков. Национальные рынки

Перенакопление капитала в отдельных странах

Экспорт капитала в другие страны. Регулирование мирохозяйственных связей

Географическая диверсификация (набор стран). Международная интеграция

Преодоление границ национальных рынков. Региональные рынки.

Критическая масса объемов производства в мировом масштабе

Оптимизация прибыльности в пределах деятельности

Интернационализация производства

Эффект мультиплика-ции на мировом уровне

Конкуренция между фирмами, деятельность которых оптимизирована в мировом масштабе

Стратегия глобальной оптимизации деятельности

Глобальная диверсификация

Преодоление границ региональных рынков

Эпоха информ. техно-логий (с конца 90-х г.)

Мировая конкуренция

Глобальная оптимизация мирохозяйственных связей

Мировая экономика

Мировой рынок

Перейти на страницу: 1 2 3

Инвестиционная деятельность ОАО АНПП Темп-Авиа
Инвестиции имеют большое значение для будущего положения предприятия. С их помощью осуществляется расширенное воспроизводство основных средств как производственного, так и непроизводственного хара ...

Инвестиционная деятельность ООО Окно плюс
Компания, как участник экономической системы, постоянно ощущает потребность в средствах, они ей необходимы для создания, расширения, реконструкции или технического перевооружения основного и оборо ...